Техника - молодёжи 1985-04, страница 31

Техника - молодёжи 1985-04, страница 31

so

so

о

На нашей выставке «Время—Пространство—Человек» наряду с живописью много графики: гравюры, просто рисунки. Многие из них воспроизводились на страницах журнала. Но оказалось, что в графической коллекции «ТМ» имеется существенный пробел; на это указал читатель Г. Ф. Полковский из города Ессентуки. Проработав 33 года геологом-раз-ведчиком, Георгий Федосьевич успел собрать богатую коллекцию минералов и обширную библиотеку. А страсти коллекционера и библиографа слитые воедино, нередко воплощаются в еще одном виде собирательства: экслиброфилии — коллекционировании знаков книголюбия, экслибрисов. Коллекция, которую Г. Ф. Полковский собирает уже 10 лет, насчитывает более 20 тыс. экслибрисов. Но как возник этот популярный жанр графической миниатюры? Напомним вкратце его многовековую историю.

В старину книга стоила очень дорого. Ведь, кроме творческого труда автора, в нее вкладывался и многомесячный (иногда многолетний) труд переписчиков и художников-копиистов, от руки воспроизводивших каждый штрих объемистых фолиантов. Естественно, что владельцы (цари, князья, монастыри) не жалели средств, чтобы обозначить принадлежность книги к своему собранию. Это делалось так, чтобы не только не испортить книгу, но и подчеркнуть ее ценность: лучшие мастера выписывали на переплете герб, имя и титул владельца. По мере распространения печатных книг (которые далеко не сразу стали дешевыми) среди их обладателей появились и менее знатные особы. Они заказывали художникам изображения, отражающие историю рода, профессию, интересы. А сверху значилось по-латыни Ex libris (из книг такого-то).

Рисованный на каждой книге экслибрис еще в XV веке сменился гравюрой, с доски которой можно было снять нужное количество оттисков. Их наклеивали на внутренней стороне передней обложки. Как только экслибрисы начали тиражироваться, их стали коллекционировать собиратели гравюр. Ведь эти гравюры несут и дополнительную информацию в виде каких-то назидательных изречений, любимых поэтических строк, наконец, имени владельца.

Так что по возрасту экслиброфилия значительно превосходит такие массовые виды коллекционирования, как собирание почтовых марок, открыток, спичечных этикеток. А уж по эстетической ценности никакая этикетка не сравнится с художественным экслибрисом! Ведь авторами «книжных миниатюр» были многие выдающиеся художники: от А. Дюрера до знаменитых советских графиков В. Фаворского, И. Павлова. Работы художников нашей страны и собра-

Здесь воспроизведены экслибрисы, которые выполнили следующие художники: 1 — В. МИЦУК, г. Симферополь, рисунок пером, клише, 1980; 2 — Р. ТОТ (, ВНР, линогравюра, 1975; 3 — А. МОСИИЧУК, Москва, ксилография, 1978; 4 и 12 — В. ЗВЕРЕВ, г. Кемерово, рисунок пером, Клише, 1966 и 1971; 5 — А. МИКЛОВ-ДА, г. Киев, линогравюра, 1979; б — Б. СКЛЯРУК, г. Ульяновск, офорт, 1975; 7, 9 и 13 — В. РЕСНИС, г. Рига, рисунок пером, клише, 1978; 8 — М. ПАНЬКОВ, г.. Сочи, рисунок пером, клише, 1973; 10 — К. КОЗЛОВСКИИ, г. Киев, ксилография, 1973; 11 — В. МАРЬИН, г. Томск, рисунок пером, клише, 1972.

МИР Н ШИХ УВЛЕЧЕНИЙ