Техника - молодёжи 1985-05, страница 59

Техника - молодёжи 1985-05, страница 59

Спецстанция АТП-39

Летом 1944 года на военно-морской базе Краснознаменного Балтийского флота, находившейся на острове Лавенсаари в Финском заливе, ждали нашу подводную лодку, которая должна была прибыть около час* ночи. И вдруг гораздо раньше этого срока к оперативному дежурному штаба базы явился сам командир лодки и отрапортовал о своем преждевременном прибытии. Все переполошились: ведь ни посты наблюдения и связи, ни дозоры не доносили о подходе лодки к базе. налицо было упущение. И тогда при проверке выяснилось, что донесения об обнаружении объекта все-таки были и поступили они от спецстанции АТП-39...

Что же это была за станция?

Разработки теплопеленга-торов, способных фиксировать тепловое излучение корабля в темноте и в легком тумане, начались в нашей стране еще в 1927 году. А уже в 1936 году флоту были переданы для испытаний три станции БТП-Зб. Осенью во время учений на Балтике были получены хорошие результаты, подтвержденные позднее испытаниями на Севере и на Черном море. Следующим образцом и стала подвижная теплопеленгатор-ная станция АТП-39. Сна-

ЧИКОЛЕВ

в военной форме

В летописи Великой Отечественной войны есть сравнительно мало известные страницы, относящиеся к деятельности советских военных инженеров. Речь идет о применении электро-заграждений в первые месяцы войны.

Идею использования электрических заграждений в военных действиях впервые высказал в 1894 году известный русский электротехник Владимир Николаевич Чиколев <1845—1898). В небольшой' книге «Не быль, но и не выдумка» он

чала она применялась для обеспечения защиты блокированного Ленинграда со стороны Финского залива, а с июля 1943 года по сентябрь 1944 года — на острове Лавенсаари. За это время она проработала более 2 тыс. ч. в ночное время, дав 1879 обнаружений объектов — кораблей и субмарин в надводном положении. Среди этих обнаружений числилось и обнаружение не замеченной другими службами той самой подводной лодки. Вахтенные спецстанции заметили ее в 22.30, проследили за ней вплоть до того момента, когда она подошла к бонам: дальше для АТП-39 была мертвая зона.

Авторитет спецстанции особенно вырос после того, как она позволила нашим кораблям избежать серьезных неприятностей. Как-то раз в 3.10 ночи вахтенные станции запеленговали в море какой-то объект и доложили об этом по команде. Одновременно с поста службы наблюдения и связи пришло донесение о появлении нескольких сигнальных ракет. Немедленно включили прожекторы — ничего подозрительного обнаружить не удалось. Но высланные на рассвете катера обнаружили в соответствующем квадрате вражеские мины. АТП-39 засекла вражескую лодку, ставившую мины на фарватере к островной базе...

Г. ПРЯДИЛЬЩИКОВ.

инженер

предложил устраивать как бы электрические изгороди — проволоку, прикрепленную к деревянным кольям с помощью фарфоровых изоляторов и питаемую током высокого напряжения. Спустя ровно 10 лет минный офицер с броненосца «Пересвет» лейтенант Н. Кротков во время обороны Лорт-Артура осуществил эту идею на практике.

В первые недели Великой Отечественной электрозаграждения были установлены на Карельском перешейке, а позднее — под Москвой. Здесь они представляли собой четыре ряда усиленных проволочных заграждений, из которых один, наиболее удаленный от противника, находился под током, подаваемым от московских электростанций по существующим ЛЭП. Начинаясь на севере от Хлебникова, такая оборонительная линия проходила западнее Нахабина и Красной Пахры и заканчивалась на юге в районе Подольска. Общая длина ее составляла 150 км. Это был первый в истории пример использования электрических заграждений в столь значительных масштабах.

Е. НИКИТИН

Такими они были

В 1932 году молодой авиаконструктор Георгий Михайлрвич Бериев (1903 — 1979) создал морской ближний разведчик — свободно-несущий моноплан — «летающую лодку» МБР-2. Машина оказалась удачной, и до 1940 года наши заводы выпустили более 1400 «летающих лодок», которые состояли на вооружении советского военного флота около десяти лет.

«Амбарчики» — так ласково называли морские летчики свои машины — прошли войну на всех флотах и в последний раз атаковали противника в августе 1945 года, на тихоокеанском театре военных действий. Потом на смену им пришли новые, совершенные самолеты... Словом, ни один из «амбарчиков» не сохранился до наших дней.

Так я думал до осени прошлого года, пока мне не довелось побывать в музее Краснознаменного Северного флота, где, к немалому своему удивлению, увидел «живой» МБР-2! Сотрудники музея рассказали, что эта машина пролежала с войны в 15 км се-веро-западнее поселка Поной. Там ее в 1981 году обнаружили работники музея и, призвав на помощь экипажи вертолетчиков майоров А. Салихова и В. Баранова, доставили в мастер

ские. Здесь энтузиасты-реставраторы, отыскав в архивах чертежи МБР-2, восстановили «летающую лодку». Теперь североморцы по праву считаются обладателями уникальной реликвии Великой Отечественной войны.

В том же музее мне довелось увидеть и ряд других редчайших ныне машин периода 1941—1945 годов, которые были тщательно восстановлены сотрудниками музея и энтузиастами. Среди них был и штурмовик Ил-2, обнаруженный в 1978 году в 85 км северо-западнее Мурманска. Спустя два года бронекорпус и другие детали самолета вывезла на вертолете и восстановила группа энтузиастов под руководством майора В. Юмшанова. Кстати, пока шла работа над штурмовиком, сотрудники музея по архивным документам установили, что эта машина находилась в годы войны в 4б-м штурмовом авиаполку, которым командовал майор В. Марковский.

В. СЕРГЕЕВ, инженер

На снимках: МБР-2 — этого самолета нет ни в одном музее мира; таким был обнаружен штурмовик Ил-2; а таким он замер на вечной стоянке перед музеем Краснознаменного Северного флота. Фото автора.

Рис. Владимира Плужникова