Техника - молодёжи 1985-05, страница 63

Техника - молодёжи 1985-05, страница 63
ИСКЛЮЧИТЬ.?.

ВЛАДИМИР дукельския, капитан 1-го ранга запаса

как их тогда называли) с просьбой собрать выписки из метеорологических журналов всех судов, которые могли в тот период находиться в районе предполагаемого плавания «Опричника». Отсутствие прямых сведений попытались заменить подробным анализом...

Капитан-лейтенант Федоров, русский представитель в Голландии, проявив незаурядное упорство, сумел добыть выписки из судовых журналов девяти судов. На их основании уда-дось с определенной степенью достоверности воссоздать обстановку в Индийском океане. И, кроме того, отыскать данные, касающиеся непосредственно русского клипера.

«Русская канонерская лодка (так в документе. — в. д.) «Опричник» вышла из Батавии во вторник 10 декабря, а корвет «Лаплас» 11-го, по выходе из Зондского пролива 12 числа в 7.15 утра «Опричник» был виден под парусами, корвет же «Лаплас» был еще под парами и скоро потерял его из виду. Зондский пролив прошли ночью и взяли курс на зюйд-вест 45°. В полдень в точке с координатами 7° 58' южной широты и 101° 20х долготы (от Парижского меридиана) русское судно было вблизи и при этом держало ближе к северу; с тех пор его не видели» (из донесения командира «Лапласа»).

Итак, исходная точка есть. Но одной точки мало. Нашлась и вторая: выяснилось, что барк «Зваан» выдержал 25 декабря ураган в Индийском океане, причем его команда наблюдала трехмачтовое судно, направлявшееся прямо в центр урагана!

Вот выписки из судового журнала «Зваана»:

«21 декабря. Широта 19° 24' южная, долгота 79 ° 11ветер ост-зюйд-ост — 4—5 баллов, видимость хорошая. Наблюдается трехмачтовое судно, идущее одним курсом с «Зва-аном»...»

«25 декабря. Широта 22°8' юж

ная, долгота 68° 23', ветер ост-норд-ост 10—11 баллов, море очень бурное, видимости нет. Полагаю, что центр урагана от судна к весту. Хочу заранее привестись к ветру и лежать правым галсом, чтобы ураган прошел западнее нас».

«В полдень 25 декабря мы видели судно (барк), идущее в фордевинд курсом вест-тень-зюйд...»

Что в этих записях интересно? Во-первых, из них явствует, что 21 и 25 декабря наблюдалось какое-то трехмачтовое судно. Во-вторых, оно, если перевести последнюю запись на обычный язык, шло на запад, в центр урагана. Любопытно, наконец, что капитан «Зваана» легко определил положение своего корабля по отношению к урагану.

Невозможно, конечно, утверждать наверняка, что с «Зваана» видели именно «Опричник» (и даже что 21 и 25 декабря наблюдалось одно и то же судно). И совершенно непонятно, почему оно следовало прямо в центр урагана. Тем не менее Географический департамент принял за конечную точку пути «Опричника» место «Зваана» на 25 декабря. От исходной точки ее отделяет 2250 миль и 13 суток. Следовательно, скорость клипера должна была составлять около 7 узлов...

Сама по себе такая скорость для серийного клипера далеко не предельная. Они легко делали и по 10—11 узлов. Но «Опричник» должен был поддерживать такую высокую скорость на протяжении почти двух недель, проходя в сутки более 170 миль! А вот это уже сомнительно. Когда основным движителем является парус (а малый запас угля на таких клиперах позволял использовать паровую машину лишь эпизодически) , поддерживать постоянную скорость на протяжении длительного времени невозможно. Например, паруснику «Азия», маршрут которого совпадал с предполагаемым путем

«Опричника», понадобилось на такой переход 17 суток; паровому же судну «Авджено», шедшему с постоянной скоростью, — 14. Специалисты из Географического департамента проанализировали данные за декабрь 1861 года по более чем ста судам, американским и голландским. Средний суточный переход составил всего 138 миль.

Серьезные сомнения в справедливости версии, принятой морским министерством и основанной на наблюдениях с «Зваана», вызывает и еще одно обстоятельство. Капитан-лейтенант Федоров просмотрел журналы еще восьми судов, находившихся примерно в то же время в том же районе, но не обнаружил никаких указаний на ураган. А вот 8 января в районе с координатами 15° 20' южной широты и 75° 40х долготы погибло четыре судна. Их названия и факт гибели установлены точно...

Какая же еще причина, кроме внезапного урагана, могла погубить «Опричник»? Не исключена, например, возможность взрыва или пожара. Корабль той же серии, клипер «Пластун», возвращаясь с Дальнего Востока, 18 августа 1860 года взорвался и затонул в Балтийском море, недалеко от родных берегов. Почему — никто точно не знает.

Вероятность того, что с борта «Зваана» видели именно «Опричник» незадолго до гибели, как мне представляется, весьма низка. Вряд ли можно найти истинную причину катастрофы. Океан умеет хранить свои тайны.