Техника - молодёжи 1985-06, страница 14

Техника - молодёжи 1985-06, страница 14

КРАСОК

той или иной форме, находит свое отражение во многих больших и малых ее композициях. С другой стороны, Лазутина принадлежит к пока еще не слишком многочисленному племени художников, которых увлекает тема фантастики и космоса...

Взглянем на выполненное ею панно «Времена года», что украшало советский павильон на Загребской ярмарке. Это не просто пейзажная пастораль, поэтично воспетая автором и отображающая естественную смену состояний природы. Перед нами предстает прежде всего обобщающий, незабываемый образ родной земли. Пульсирующая энергия красок, целая цветовая симфония родилась под руками художницы. Музыка, способная затронуть самые сокровенные струны души.

— Фантастические, сказочные сюжеты позволяют мне мыслить порой вроде бы отвлеченными образами, компоновать воедицо, казалось бы, несоединимые вещи, наделять предметы одухотворяющей силой, — говорит Лазутина. — Но я люблю фантастику не как «вещь-в-себе». Она помогает мне решать — естественно, с помощью языка изобразительного искусства — проблемы самой что ни на есть реальной действительности.

12

KoiAa впервые видишь работы Ирины Лазутиной, не верится, что они выполнены на шелке. Кажется, не шелк, а струящийся воздух да многокрасочная палитра природы служили художнику исходными материалами — настолько необычны и выразительны ее произведения.

Раскрепощенность фантазии, нестандартность решения опираются на четкую продуманность композиции. Но продуманность эта ненавязчива, она не скована строгой логической формулой. Кажется, художница работала по наитию, стремясь возможно быстрее и точнее запечатлеть на ткани полет мысли. Это говорит о высоком профессионализме, который подтвержден показом работ Лазутиной

СИМФОНИЯ

на многочисленных советских и зарубежных выставках.

Расписанные ею батики-панно видели в Загребе, и Лондоне, в Бухаресте и Пловдиве. Композиции на ткани, придуманные Лазутиной, обращали на себя внимание посетителей выставок в Женеве, Лейпциге, Монреале... Но все это, как говорится, видимая часть айсберга. Если же мы просмотрим подготовительные эскизы, проследим, как постепенно, шаг за шагом, оформлялись в зримых образах замыслы будущих произведений, перед нами во всем многообразии и даже загадочности откроется лаборатория мастера, смело экспериментирующего с формой и содержанием, стремящегося раздвинуть жестковатые рамки жанра, наполнить свои произведения новым смыслом, придав им индивидуальность и своеобразие.

Искусство росписи по ткани, как понимает его И. Лазутина, сродни искусству монументальному — мозаикам, фрескам, украшающим -большие, объемные интерьеры. Если подойти к творчеству художницы ретроспективно, мы увидим два явных «полюса притяжения» ее интересов. С одной стороны, она, москвичка, не может не говорить о городе, в котором живет. Тема Москвы поэтому постоянно, в