Техника - молодёжи 1986-03, страница 9

Техника - молодёжи 1986-03, страница 9

о

рально устаревшими. А к тому времени наша страна уже располагала самым большим станочным парком в мире, предприятия уже не испытывали нехватку металлообрабатывающего оборудования, они стали разборчивыми — и, разумеется, предпочитали более новые модели.

А самое главное — оказались исчерпанными резервы рабочей силы. Поставьте себя на место директора завода, которому нужно увеличить объем своего производства. Что делать — закупать дополнительное оборудование? А кто на нем работать будет? Остается только один путь — закупив новый станок, списать какой-нибудь из имеющихся, а рабочего, который его обслуживал, поставить к новому агрегату. И этот новый агрегат должен работать «за двоих»...

Вот это и называется — «переход на интенсивный путь развития экономики».

Закончена сборка еще одного обрабатывающего центра — ИР-800. На специальном автоматизированном стенде отлаживается взаимодействие его электронных и механических систем.

Вспыхнула электрическая дуга, поток сжатого воздуха отбросил далеко в сторону капли расплавленного металла — и заусенцев на отливке как не бывало. А раньше их срубали вручную зубилами... Н а снимке: установка воздушно-дуговой обрубки литья в работе.

Много тут возникает новых проблем и задач. Но основная — та, что наши заводы сегодня должны выпускать более производительную технику, чем вчера, а завтра — более производительную, чем сегодня Не в больших количествах, а именно более производительную!

А это значит, что в условиях интенсивного развития экономики нельзя поставить на поток одну-единственную модель станка или автомобиля и выпускать ее десятилетиями. Серийная продукция должна меняться или, по крайней мере, серьезно модернизироваться через каждые два-три года. Традиционная поточная технология отжила свое, стала препятствием на пути технического прогресса. И те приемы и методы труда людей на производстве, которые были рождены ею,— тоже.

Вот поэтому-то ивановцы в 1970 году и занялись не искоренением отдельных недостатков, а коренной перестройкой

всей деятельности объединения. И начали ее^ с кадров.

Кадры решают все, это истина. Но обычно, когда разговор заходит об этой проблеме, речь идет в основном о рабочих кадрах. Спору нет, обеспечить производство высококвалифицированными, грамотными станочниками крайне необходимо. Но сейчас, в век научно-технической революции, уместнее было бы поставить вопрос так: инженерные кадры решают все. Ибо именно инженеры задумывают и проектируют новую технику, именно от качества и продуктивности их труда зависит сейчас темп ускорения научно-технического прогресса.

А как работается инженеру сегодня? Вот любопытная и очень показательная деталь: если после слова «инженер» в Толковом словаре В. Даля следовало слово «инициатива» (грамматически случайное, но имеющее глубочайший смысл соседство!), то в современном словаре «Управление народным хозяйством» ни для «инженера», ни для «инициативы» места не нашлось вообще. На букву «и» в нем помещены лишь «исследование операций», «информация» и «инструкция». Та самая инструкция, по поводу которой инженеры еще в начале века получали — циркулярно! — вот такие распоряжения: «Никакая инструкция не может перечислить всех обязанностей должностного лица, предусмотреть все отдельные случаи и дать вперед соответствующие указания, а поэтому инженеры должны проявить инициативу и, руководствуясь знаниями своей специальности и пользой дела, прилагать все усилия для оправдания своего назначения».

Очень современно звучат эти слова, не правда ли? А вот что пишет Владимир Павлович Кабаидзе в своей статье «Риск и ответственность» («Социалистическая индустрия», 1985, 7 июня): «Надо уяснить себе эту основу нашего опыта. Именно в ней первопричина всех наших действий... Нельзя опекать каждого руководителя, вязать инструкциями его инициативу. Риск — нормальное дело... Дерзкий замысел, основанный на ясности поставленной задачи, точном расчете, инициативе, вере в людей, которым до конца понятна цель,— вот что такое риск... Мы содержим в 4—5 раз больше конструкторов, чем передовые фирмы на Западе, но эта огромная армия занята в основном рутинной, никому не нужной работой. Доверие — вот та формула, которая способна высвободить на пользу делу этот не задействованный пока творческий потенциал».

Кабаидзе, возглавив ИСПО, и стал создавать коллектив, которому можно доверить трудиться без мелочной опеки. Это было отнюдь не простой задачей. Ведь даже рядовой член такого коллектива должен сам определять, что и как ему нужно делать в рамках обобщенно поставленной задачи.

А работа «от сих и до сих» отучила

7