Техника - молодёжи 1986-03, страница 11

Техника - молодёжи 1986-03, страница 11

здесь, на горлышке, добавили кольцевую проточку и накатку, как на пробке? Строго следуя принципу, добавляй два новых станка Представляете, во что выливается при поточной технологии даже небольшая модернизация уже выпускаемой продукции? А для того чтобы поставить на поток новую модель машины, нужно почти полностью реконструировать все производство, заказав новые спецстанки, изготовив оснастку для тысяч наименований деталей. И за наивысшую производительность оборудования, достигаемую при поточной технологии, приходится расплачиваться почти полной потерей гибкости. Наверное, вы не раз читали в газетах, что на таком-то заводе за полгода освоено производство новой модели станка или телевизора без остановки предприятия на реконструкцию. Мне случалось участвовать в таких «подвигах» — это ад кромешный, потом несколько лет в себя приходишь. А экономические потери от неизбежного брака, низкого поначалу качества новой продукции таковы, что окупиться они могут только за счет максимально отлаженного выпуска одной и той же модели в течение десятилетий...

Иными словами, гибкость производства обратно пропорциональна производительности оборудования. И между этими показателями нужно искать компромисс. А этого многие специалисты, увы, не понимают. Они привыкли к мысли, что чем больше станков выпустит завод — тем лучше, тем больше пользы он принесет стране.

Понять эту инерцию мышления можно: развитие нашей экономики прежде шло по экстенсивному пути. Каждый год вводились в строй сотни новых заводов, и для них требовались десятки и сотни тысяч станков — и не только станков, разумеется. Обеспечить страну техникой можно было тогда только с помощью потока. И именно благодаря ему наша страна сегодня располагает самым большим станочным парком в мире.

Но сегодня мы переходим на интенсивный путь развития. И значит, меняются задачи, стоящие перед всеми нами. Если раньше надо было дать как можно больше техники — пусть даже слегка устаревшей,— то теперь необходимо выпускать как можно более современное, совершенное оборудование — пусть даже за счет количества. «Лучше меньше, да лучше», как сказал Владимир Ильич Ленин.

...Заслуга Кабаидзе как раз и состоит в том, что он одним из первых среди производственников почувствовал и осознал назревавший качественный перелом в развитии экономики. И сумел должным образом изменить всю работу объединения.

В самом деле, в современных условиях реконструкция .старого типа — чтобы поставить на поток одну-единст-венную новую модель станка — стала просто бессмысленной. Станок устаре

вает уже через 3—4 года, потому что появляются новые, более совершенные системы ЧПУ с новыми функциями и возможностями, а механика должна «уметь» выполнить все то, что «прикажет» электроника. Реконструкция должна преследовать другую цель — создать принципиально новую, мобильную технологию, при которой смена продукции— не стихийное бедствие, не катаклизм, как при потоке, а нормальное — рабочее! — состояние производства. Именно такую технологию и создал Кабаидзе со своими сподвижниками в ИСПО.

— Соль ее,— объяснял мне Чека-лов,— заключается в том, что все технологические цепочки должны быть как можно короче. В идеале обработка каждой детали, состоящая иногда из сотен и даже тысяч технологических операций (!), должна совершаться на од-ном-единственном станке или, по крайней мере, на нескольких станках, которые обмениваются между собой стандартными столами-спутниками, в которых закреплена заготовка. Такой станок называется обрабатывающим центром, а несколько центров, соединенных автоматической транспортной системой для подачи столов-спутников,— гибкой производственной системой, ГПС. Кстати, только такие машины и выпускает наш ИСПО.

Вот возьмите, например, центр ИР-320. Он может выполнять и токарную, и фрезерную, и сверлильную, и шлифовальную обработку — за счет того, что в нем есть магазин автоматически сменяемых инструментов, причем вращаться может как сам инструмент, так и стол с закрепленной на нем заготовкой. Напомню: именно в том, что приводится во вращение — заготовка или инструмент,— и заключается принципиальная разница между токарным и фрезерным станком. Сверление — частный случай фрезерования: здесь инструмент имеет только вертикальную подачу, в глубь детали. Шлифование же производится при замене фрезы на абразивный круг.

Что дает мобильная технология? Чтобы начать выпуск новой продукции, не нужно закупать новые станки, не нужно перестраивать технологические цепочки. Достаточно подготовить программы обработки всех деталей для обрабатывающих центров. Ну а изменить конструкцию любой детали — добавить новые проточки или отверстия, увеличить или уменьшить размеры — и того проще: достаточно модифицировать часть программы. При необходимости мы можем делать это по два-три раза на дню. Так случается, например, во время отладки только-только запущенной в производство серии новых станков или же если нужны однотипные, но чуть-чуть разнящиеся в некоторых частностях машины,— так сказать, «подогнанные по мерке» заказчика.

...Продукция, подогнанная по мерке заказчика? Да мыслимо ли это в наш-то

век массового производства? Лет сто назад, при штучном производстве, этого могли добиться лишь мастера — золотые руки, но потом наступила эра потока... И вот сейчас мы стали свидетелями нового этапа: мобильная технология соединила в себе высочайшее качество штучного производства и производительность поточного. Вот он, современный мастер — золотые руки: обрабатывающий центр!

Да, основа мобильного машиностроительного производства грядущего века — обрабатывающие центры. Но для того чтобы они работали эффективно, ивановцам пришлось немало потрудиться. В ИСПО, например, спроектированы и изготовлены комплекты так называемой «нормализованной переналаживаемой оснастки и инструмента». Теперь и оснастка, крепящая заготовку на сто-лах-спутниках, и сам режущий инструмент не разрабатываются и не изготавливаются для каждой детали отдельно, а просто собираются из стандартных элементов. Далее, все обрабатывающие центры и станки с ЧПУ подчинены единому технологическому отделу программной обработки — ТОПО: такая централизация дала возможность оптимальным образом загрузить оборудование. Легко выявить и конкретного виновника каждой минуты простоя (для этого существует специальная автоматическая система сигнализации)— то ли ремонтники замешкались, то ли комплект инструмента на станок не подан, то ли еще что...

Теперь на ивановцев возложена еще более серьезная, прямо скажем, пионерная задача, далеко выходящая за рамки станкостроительной отрасли. Им, вошедшим в первое международное НПО, предстоит создать и отработать модель дальнейшего углубления и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ.

— Работа в составе международного НПО,— говорил Владимир Павлович Кабаидзе,— для нас дело новое и сложное, но захватывающе интересное. Опыт сотрудничества с болгарскими специалистами уже имеется. Можно упомянуть болгарский станок по изготовлению особо сложных инструментов, который мы доводили вместе. Составной частью токарного обрабатывающего центра, который мы выпускаем, является робот болгарского производства. Работая в одном НПО, мы имеем возможность передавать друг другу техническую документацию уже на отдельные узлы и детали, налаживать их массовый выпуск.

К нам в Иваново прибыла группа болгарских специалистов во главе с заместителем генерального директора международного НПО Штиляном Петровым. Группа наших специалистов и рабочих готовится выехать в Болгарию. Учимся друг у друга лучшему, что есть. Вместе будем решать и проблемы, которых немало.

9