Техника - молодёжи 1986-07, страница 5

Техника - молодёжи 1986-07, страница 5

На столе перекидной календарь с пометками, техническая документация, бланки ведомостей, журнал. Все строго рассортировано, ни одна из бумаг не высовывалась из стопки, словно их сброшюровали. Похоже, хозяин кабинета человек аккуратный, если не больше — педантичный.

Открылась дверь, и вошел парень, чуть выше среднего роста, русоволосый, светлоглазый. Не знаю почему, но сразу подумал — Мартынов. Он чуть задержался на пороге, увидев незнакомого человека, но, видно, вспомнил, что звонили, предупреждали, и поэтому сразу задал вопрос:

— Хотите меня поспрашивать? — Протянул руку, небольшую, крепкую. И добавил по пути к столу: — Подождите немного, у нас селекторное совещание.— Нажал клавишу и, пока шел спор с каким-то другим цехом, взял инициативу разговора на себя.

— Нужен ли конкурс? Безусловно! Когда учились — росли: первокурсник, третьекурсник, выпускник... А пришел по распределению — стоп. И неизвестно, на сколько лет. А тут объявили: молодые, дерзайте! Я и дерзнул. Честно говоря, думал, что будет полегче. Со стороны чужая работа часто проще своей кажется. Теперь понимаю — маленько переоценил себя. Хотя специалистом считаю себя грамотным, на уровне института. А там оценки не клянчил, получал по знаниям. И все же, столкнувшись на практике с экономикой, понял — далеко не всему можно научить в институте.

В этот момент из динамика донеслось: цех Мартынова — вопросы есть?

...Сделаю небольшое отступление. Существует несколько способов узнать человека: послушать, что скажут о нем другие, узнать его суждения о себе, но самый проверенный и точный — это поступки. Человек выражается именно в них.

Возьмем для примера одну из пиковых ситуаций в жизни Мартынова, тот момент, когда ему объявили о результатах конкурса. Случилось это, правда, несколько прозаично.

Мартынова вызвал к себе главный инженер, директор был в отъезде, и сказал: «Василий Николаевич, готов принять цех?» Мартынову только и оставалось ответить — да, благо все к тому и шло. Но

проблемы м

«уверенный в себе» Мартынов показал завидную дальнозоркость. Он попросил немного времени и пошел в цех. Обошел одного за другим всех мастеров и спросил прямо: как на это назначение смотрят они, люди, проработавшие здесь десятки лет. Заметьте, Мартынов не готовил заранее почву «на всякий случай», хотя разговоры о назначении шли вовсю. Нет, он показал характер, и люди это оценили. Оценили они и то, что прежде чем сказать «да», пришел посоветоваться с ними.

— Давай командуй, а если что — поможем,— ответили ему. Никто не высказался абстрактно — мол, сам решай. И он принял решение.

РЕШЕНИЕ. Меня интересовало больше всего — как решился недавний выпускник взять на себя ответственность за цех? Ведь на карту он ставил будущее. Завалит цех, сколько ему придется ходить в тех же старших мастерах. Сколько будет тянуться «хвост» неудачи?..

И все же рискнул будущим. «Человек должен расти»,— сказал он мне как о чем-то само собой разумеющемся.

А ведь хозяйство солидное! Судите сами. В производственном корпусе цех занимает два больших пролета. Параллельно размещены два участка — корпусных деталей и токарный. В торце, перпендикулярно им, участок сборки. Есть свои инструментальная и ремонтная службы, плановораспре-делительное и техническое бюро. В коллективе более двухсот пятидесяти человек. Оборудование — около сотни различных станков, есть и уникальные крупногабаритные; такие, как плоскошлифовальный или фрезерные двухш пин-дельные.

Основная продукция — машины для переработки льняных и химических волокон. Мелкими сериями изготавливаются' также гидравлические грузовые тележки для торговых предприятий, сельскохозяйственный инвентарь и прочее. За 1985 год было выпущено продукции на 2 млн. 478 тыс. рублей.

Нести бремя ответственности за такое производство по силам только сложившейся личности. Значит, и в 24 года можно стать личностью? И слышу возражение некоего скептика: это-то в наше время, когда зачастую говорят об инфантильности молодежи?

олодого специалиста

Не буду ссылаться на историю, когда в столь же юном возрасте люди командовали полками, писали гениальные произведения. Просто есть факты. Возьмем хотя бы выбор Мартыновым профессии.

Социологи, занимающиеся проблемами профориентации, считают момент выбора профессии одним из важнейших в судьбе человека. Ибо он определяет не только становление профессионала, но и становление личности как таковой.

Мартынов, делая свой первый социально значимый выбор, знал, что ему нужно. Накануне поступления в институт у него вышел спор со старшим братом Игорем, студентом физического факультета ЛГУ. Брат утверждал, что будущее за наукой. Однако переубедить вчерашнего школьника не сумел. И суть даже не в том, мог ли Мартынов тогда объяснить, аргументировать свой выбор или нет. Хотя, наверное, мог.

...Перед решающей битвой римлян с карфагенянами римский консул Публий Корнелий сказал своим войскам:

— Сегодня мы будем сражаться с отвагой и весельем победителей, они — со страхом и унынием побежденных.

Вечная формула: одни с отвагой и весельем, другие с унынием и страхом. Мартынова я отношу к первым, пассивных и выжидающих — ко вторым. Но все же консулу было в какой-то степени легче, у него не было директора.

ЧЕМ РИСКОВАЛ ДИРЖТОР!

Чем больше я вникал в суть дела, тем сильнее склонялся к мысли, что, не будь генеральным директором объединения Владислав Пых-тин, иной была бы судьба у Мартынова. Ведь именно он выдвинул идею конкурса, пошел на риск, утвердив Мартынова исполняющим обязанности начальника цеха.

А риск был. У псковского объединения Химлегмаш три опоры, три механосборочных цеха. Сорвется один, и на предприятии «завал». И все же во главе ведущего цеха был поставлен молодой специалист. Конечно, сыграла здесь свою роль и ситуация, сложившаяся на предприятии с инженерно-техническим составом.

Если заглянуть в списки резерва на выдвижение, то на начальников цехов — только двое моложе тридцати пяти, остальные старше. Где

3