Техника - молодёжи 1986-07, страница 6

Техника - молодёжи 1986-07, страница 6

гарантия, что они наберутся терпения и будут ждать еще годы. И к тому же не у всех кандидатов высшее образование, преобладает среднетехническое, а его, как показала практика последних лет, уже не хватает для руководителя на уровне цеха. Приходит новое оборудование, усложняется ассортимент продукции. И Пыхтин понял — нужно смелее выдвигать молодежь.

Мы сидим в директорском кабинете, и Владислав Иванович, машинально ставя карандашом на листе бумаги номера, перечисляет качества, которыми должен обладать начальник цеха:

— Первое — это вера в себя, без этого руководителя нет. Второе, трудолюбие, точнее, работоспособность. Третье, коммуникабельность и, если хотите, дипломатичность. Начальник цеха между двух огней. Сверху руководство, снизу рабочий коллектив. И требования их не всегда совпадают. Не сумеешь найти золотую середину — осложнение, а то и конфликт. Конечно, образование — без него ныне никуда. Возможно, его надо было поставить на первое место, но, как говорится, от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Однако хороший начальник — это не три пусть и ярко выраженных качества. Не буду перечислять остальные. Разве можно работать без принципиальности, требовательности, честности? Они просто необходимы каждому человеку, независимо от должности.

Мартынова генеральный приметил с первого раза, когда знакомился с вузовским пополнением. Пыхтин за свою жизнь насмотрелся на разных людей и разбираться в них научился. Он видел: Мартынов «сыроват», впрочем, как и всякий выпускник. Но и другое заметил — в парне есть стержень: помочь, подкорректировать надо, остальное сделает сам. Понял директор и еще одно: таких, как Мартынов, нельзя «выдерживать». Уверенность, напор, желание работать требуют приложения; если не дать применения им, трудно сказать, что получится из человека. Может «потерять форму» или обратить свою энергию на дела непроизводственные. А то просто отработает положенные три года и уйдет.

И, как мы помним, Мартынова назначают на время стажировки сразу старшим мастером, факти

чески начальником сборочного участка цеха. Прошло всего несколько месяцев, и появилась возможность проверить молодого специалиста в других условиях. Если производство, тот же сборочный участок, это своеобразная система, на деятельность которой человек, даже начальник, может влиять незначительно, то совсем другое дело — монтаж. Здесь выявляются многие качества специалиста, не только знания, но и способность неординарно мыслить, а главное — умение оперативно принимать решения. Направил директор молодого мастера в Красноярск, на монтаж оборудования. С делами справился отлично, значит, нужными качествами обладает.

И когда объявили конкурс, директор ничего не сказал Мартынову, не намекнул — давай, мол, рискуй, поддержим. Он знал — Мартынов придет сам.

Пыхтин рисковал обдуманно. Даже окажись Мартынов руководителем несостоятельным, в один день посадить цех на «ноль» он не сможет. И все же приставку и. о. Мартынову пока оставляют, хотя работает цех неплохо — на четверку с минусом, по словам директора. Но ведь что ^олучается? За 1985 год цех план выполнил на 107,9%. А за «мартыновский период» — четвертый квартал прошлого года и январь этого — на целых 120%! И тем не менее только «четыре», да еще с «минусом». Почему же так строго?

Директор не собирается создавать Мартынову тепличных условий, каких-то там скидок на молодость, отсутствие опыта. Не выделяет из числа других начальников цехов. Спрашивает, как и с них, даже строже.

Директор видел, по крайней мере мог предполагать, что Мартынов не во всем удобен, как и всякий человек со своим личным мнением, твердым убеждением. И все-таки Пыхтин его поддержал. Как человеку, ему может и не нравилась временами ершистость Мартынова, но умом он понимал— для дела это не такое уж плохое качество.

О ТИПИЧНОМ И ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОМ. Из Пскова я уезжал вечером. Когда мимо окон автобуса потянулись корпуса Химлегмаша, я вспомнил последний разговор с Мартыновым. Мы говорили о перспективности конкурса.

На предприятии он продолжает

ся, в цехе у Мартынова вакансия замначальника. Прошли отпущенные сроки — и ни одного заявления. Причины разные, но, на мой взгляд, одним удачным примером инертность мышления не сдвинешь. Для этого нужна большая и последовательная работа, как и по совершенствованию форм и методов проведения самого конкурса, так и по усилению социальной активности работников предприятия. И заняться этим должен в первую очередь заводской комитет комсомола во главе с секретарем Юрием Сычевым.

Если честно, то встреча с ним меня несколько разочаровала. Полученная от него информация уместилась на одной страничке блокнота и касалась она в основном самого секретаря. На заводе он недавно, о Мартынове и конкурсе знает понаслышке. Не вспомнил даже того, что Мартынов — председатель совета молодых специалистов, хотя об этом направлении в работе комитета мы говорили достаточно долго.

Если судить по различным планам, комитет комсомола принимает непосредственное участие в становлении молодых специалистов, а вот как это происходит на самом деле, судить не берусь.

В решениях XXVII съезда КПСС отмечалось, что комсомольские организации должны всемерно поддерживать стремление молодежи проявить себя, «причем эта работа, как никакая другая, должна носить поисковый характер, быть интересной и близкой юношеству, прочно связанной с запросами молодых людей в производстве, учебе и быту, в использовании свободного времени».

На этом можно было бы поставить точку, но кое у кого из читателей может сложиться мнение: «Случай с Мартыновым все же уникальный. Мудрый директор, дерзкий молодой человек, благоприятная ситуация с кадрами — все «за». У нас того или другого может и не быть». Но ведь, рассказывая о конкурсе на Химлегмаше, я не призываю к прямому копированию. Уверен, на любом предприятии в любой точке нашей страны есть талантливые молодые парни, которые работают вполсилы, есть почва для конкурса, впрочем, как будет называться такое мероприятие, неважно, главное, чтобы молодые специалисты чувствовали, что для них путь открыт.

4