Техника - молодёжи 1986-09, страница 58сравнения Тысячу лет назад никому не пришло бы в голову уподоблять смерч реактивному самолету. Легко видеть, что наш новый знакомый удовлетворяет многим приметам сказочного дракона. Умеет летать; несет неисчислимые бедствия и разрушения; массивное тело его, скрытое в тучах, извивается как змея; к земле опускаются (иногда «припадая» к ней) «хоботы» (или «шеи»), завершающиеся «огнедышащими» воронками; бывает таковых три, а бывает и за дюжину; он нередок в центральных областях надшей страны; крадет домашний скот и людей, особенно женщин; иногда отпускает их подобру-поздорову, иногда убивает... Да, но если Змей Горыныч — это действительно смерч, то каким образом удавалось легендарным русским богатырям не только вступать в сражение с чудовищем, но и одерживать впечатляющие победы? Легче всего, разумеется, заключить, что в данном случае молва выдает желаемое за действительное. Но не будем спешить с выводами. «Море волнуется при полном безветрии,— описывал некогда аббат Шуази свои впечатления от путешествия в Сиам (нынешний Таиланд).— Вдали виднеется пятно зарождающегося вихря — великолепно, он нас подтолкнет. Но пятно приближается, а ветра все нет, только дождь. Вечером появляются укрепленные замки, башни, церкви, деревни, не говоря уже о бесчисленных отвратительных чудовищах (перед появлением смерчей довольно часто наблюдаются миражи.— В. К.), и вдруг все это исчезает, хотя мы не ощутили ни малейшего ветерка. И вот мы видим морской насос. Это нечто вроде водяного столба, вздымающегося из моря до самых облаков. Горе кораблю, на который он обрушится. Когда он приближается, по нему бьют из пушек, и, если удается в него попасть, он рассыпается». Как поясняет Н. В. Колобков, ядра разрывали смерч пополам — нижняя часть рушилась, верхняя уходила в облака. Итак, выстрел из пушки — очевидно, чугунным ядром. А как поступил Добрыня? Взял «колпак земли греческой» (чугунный богатырский шлем) «по весу в целых три пуда» и... «отбил он у змеи да ведь три хобота, а три хобота отбил да что ни лучшиих». А что? Похоже! Кстати, так действовал в аналогичных ситуациях и другой былинный герой: «У Ильи Муромца разгорелось сердце богатырское, схватил с головушки шляпку земли греческой, и ляпнул он в Идолище поганое, и рассек он Идолище на полы». Но не только «шляпками земли греческой» (не отсюда ли, кстати, пошло известное выражение «шапками закидаем»?), как мы помним, сражались со Змеями русские богатыри. Нередко они брались в таких ситуациях и за главное свое оружие — знаменитый меч-кладенец. И катились головы змеевы одна за другой да по сырой степи... Так ли уж это невероятно? «Когда моряки замечают их приближение,— писал один из очевидцев в 1643 году,— они обнажают мечи и другое холодное оружие, выходят на нос корабля или на борт, со стороны которого движется вихрь, и стучат клинками друг о друга. Так они отгоняют вихри в сторону» (сб. «Море», 1960). А вот слова И. В. Пет-рянова-Соколова: «Храбрец, повстречавший смерч на своем пути, должен, не дрогнув, метнуть в него кинжал: смерч исчезнет, а на стальном лезвии останутся капли холодной росы — это «кровь шайтана», пораженного смелым воином»... Возможно ли такое хотя бы в принципе? 8 января 1894 года на IX съезде русских естествоиспытателей и врачей, проходившем в Москве, Н. Е. Жуковский выступил с сообщением «К вопросу о разрезании вихревых шнуров» (а именно к этому классу физических объектов следует, очевидно, отнести смерчи). «Резкое уклонение вихревого кольца от подносимого ножа собственно замечается в том случае, когда мы желаем разрезать кольцо, поднося нож сбоку (опыты Томсона). Если острие ножа направлено по диаметру кольца, то оно набегает на нож, кольцо разделится на два полукольца, опирающиеся своими концами на бока ножа. Эти полукольца, про-скользя по ножу, воссоединятся опять в вихревое кольцо». Когда же острие клина направлено параллельно оси прямолинейного вихревого шнура, «вихревой шнур уклоняется от подносимого к нему острия клина. Нельзя разрезать вихревой шнур вдоль его длины». Таким образом, разрезать вихревой шнур можно только поперек. Но именно такова и была цель былинных богатырей! Так почему бы не предложить, что люди умели укрощать такое грозное явление природы, как смерч, уже в стародавние, скрытые от нас времена?.. От редакции. Хотя это несколько противоречит устоявшейся традиции, статью В. Кузьмина, на наш взгляд, весьма любопытную, хоть и спорную, мы публикуем без комментариев. Да и где найти специалиста, одинаково сведущего в истории, мифологии, метеорологии, гидродинамике? Нам кажется, здесь необходим коллективный комментарий. Проблема интересная — кому, как не читателям «ТМ», закаленным более чем 20-летним опытом расследования самых разнообразных таинственных случаев, ее решать? А руководствоваться при этом лучше всего словами Михаила Васильевича Ломоносова: «Древние мифы изъяснять должно не затем, чтобы мастерить из них новые, но дабы корень простых и натуральных свойств в них открывать». 55
|