Техника - молодёжи 1986-11, страница 47

Техника - молодёжи 1986-11, страница 47

-u

Русская полевая артиллерия по штатам 1910 года подразделялась на легкую, конную, горную, конно-горную, мортирную (гаубичную) и тяжелую. Оснащалась она трехдюймовками образца 1900 и 1902 годов и 48-линейными (122-мм) легкими гаубицами образца 1909 и 1910 годов. Первая гаубица имела клиновой, а вторая — поршневой затвор, и обе — тормоза отката и накатники. Дальность стрельбы шрапнелью, начиненной 550 пулями или гранатами с 12 фунтами тротила, зависела от комбинации из пяти переменных зарядов ленточного пороха. Взрыватель гранат по конструкции был аналогичен взрывателю снарядов трехдюймовок.

По баллистическим характеристикам русские гаубицы превосходили германские и австро-венгерские, а в подвижности не уступали даже трехдюймовкам, хотя были заметно массивнее их.

Уже в 1914 году русские артиллеристы показали противнику свою выучку и боевые свойства отечественных арт-систем. Например, в сражении 26 августа под Тернавкой один только мортирный (гаубичный) дивизион, выпустив две сотни гранат, подавил шесть германских батарей. В дальнейшем 122-мм гаубицы прошли гражданскую войну, в 1930 году их модернизировали, повысив начальную скорость снаряда до 364 м/с, а дальность стрельбы — на 1240 м.

Английская армия в 1910 году получила 45-линейную гаубицу системы Виккерс, созданную для замены устаревающих гаубиц образца 1896 года. Новые орудия превосходили их главным образом в скорострельности.

Полевая артиллерия австро-венгер-ской армии была оснащена 104-мм бронзовыми гаубицами образца 1899 года со стволами длиной в 13 калибров, эксцентрическими поршневыми затворами и секторными механизмами вертикальной наводки. Для сокращения отката применялись сошники и башмачные тормоза, а в лафете был устроен ящик для принадлежностей. Щитового прикрытия для прислуги австро-венгерские гаубицы не имели.

Германские 105-мм гаубицы образца 1898 года (модернизированы в 1909 году) оснащались стволом длиной в 12 калибров из легированной стали, клино-

динамических тормозов, благодаря которым траектория становилась круче на заключительном участке. Но и от «дисков Маландрена» пришлось отказаться из-за возросших расхода пороха, износа нарезной части стволов и увеличившегося рассеивания снарядов. Французским инженерам пришлось срочно взяться за разработку гаубиц, и к 1917 году фирма Шнейдера изготовила первую партию 155-мм орудий этого класса.

В ходе войны выявилось, что именно артиллерия решает судьбы больших и малых сражений. Поэтому расчетам полевых орудий приходилось выполнять самые разнообразные боевые задачи — от разрушения блиндажей до стрельбы по летательным аппаратам. Это привело к появлению новых, специализированных боеприпасов — осколочных, дымовых, зажигательных, зенитных, химических и т. п. Последние были впервые применены кайзеровской армией в сражении на Ипре в 1915 году. При атаках на сильно укрепленные позиции химические снаряды составляли до 63% израсходованного боекомплекта артиллерии.

Однако стихийно сложившаяся разнотипность снарядов затрудняла их массовое производство. Поэтому некоторые специалисты срочно занялись разработками «единого снаряда» с «единым взрывателем», который можно было бы применять как разрывной, зажигательный, зенитный и т. п. Впрочем, желание совместить все в одном обернулось появлением снаряда настолько неудачного, что в массовое производство его не приняли. Зато единый взрыватель был создан и с успехом применялся артиллеристами почти всех армий.

Пригодились в военную пору и так называемые «снаряды универсального назначения», разработанные еще в начале столетия. Это были те же шрапнели, только пули в них дополнительно заливались взрывчаткой. В зависимости от установки взрывателя их применяли как шрапнель и как осколочную гранату дистанционного или ударного действия. Кайзеровские артиллеристы использовали еще и бризантные гранаты с усиленным разрывным зарядом, у которого скорость детонации взрыв

17<|

174. Австро-венгерская 104-мм гаубица образца 1899 года. Масса снаряда — 14,7 кг, масса разрывного заряда—1,38 кг, начальная скорость снаряда — 290 м/с, дальность стрельбы — 6100 м, вертикальный угол обстрела от -10° до +42°, масса орудия в боевом положении — 998 кг.

175. Английская 45-линейная гаубица образца 1910 года. Калибр — 114 мм, масса снаряда — 15,8 кг, начальная скорость снаряда — 303 м/с, дальность стрельбы — 7500 м, вертикальный угол обстрела от -5° до -{-45°, масса орудия в боевом поло-жени - кг.

Некоторые образцы боеприпасов первой мировой войны: А — французский 75-мм снаряд с «диском Маландрена»; Б — «снаряд универсального назначения»; В — осветительный снаряд в разрезе, виден парашют, спускаясь на котором снаряд освещал поле боя

чатки была значительно больше, чем у обычных гранат.

Памятуя о том, что некогда позиции батарей выдавали себя противнику клубами порохового дыма, все армии еще в конце XIX века перешли на бездымные пороха. Однако уже в 1914 году наблюдатели стали засекать орудия по вспышкам выстрелов (особенно по ночам). В ответ артиллеристы обзавелись пламегасителями, надевавшимися на дульные срезы орудий. Это новшество

заставило наблюдателей заняться пеленгацией орудия по звукам выстрелов, и вскоре во всех воюющих армиях учредили светозвукометрические команды, оснащенные специальной аппаратурой. Расположившись у передовой, артиллерийские разведчики непрерывно выслеживали батареи полевой артиллерии противника. Единственное, что оставалось недоступным им, так это позиции тяжелой артиллерии, дислоцированные вдали от передовой.