Техника - молодёжи 1998-11-12, страница 7

Техника - молодёжи 1998-11-12, страница 7

Как в первую, так и во вторую мировую войну очень важную роль в боевых операциях сыграла гаубичная артиллерия. Расчеты таких орудий, стреляя прямой наводкой, успешно поражали открытые цели, а придавая стволам большие углы возвышения и выпуская снаряды по крутой — навесной траектории, эффективно разрушали укрепления противника. Однако обычным, буксируемым гаубицам недоставало подвижности и маневренности, следовательно, они не могли непосредственно сопровождать наступающие пехотные части и, тем более, моторизованные и танковые подразделения. Поэтому в 1939— 1945 гг. во многих странах создавали самоходные установки такого типа. Совершенствовали их и после окончания военных действий.

Так, в 1945 г. американцы приняли на вооружение самоходную артиллерийскую установку М37. Ее спроектировали на базе легкого танка М24 «Чаффи», оставив ходовую часть без изменений — 5 опорных и 4 поддерживающих катка на борт, торсионная подвеска, ведущие колеса переднего расположения.

И силовую установку оставили без перемен - два карбюраторных двигателя фирмы «Кадиллак» мощностью по 110 л.с. Трансмиссия была планетарной, коробка перемены передач - 4-скоростной, с двойным дифференциалом.

Вместо вращающейся башни с 75-мм пушкой и 12,7-мм зенитным пулеметом, в передней части корпуса, в специальной маске, смонтировали качающуюся часть 105-мм гаубицы, из которой делали до двух выстрелов в минуту. Углы горизонтального обстрела у нее были по 45 градусов на борт, вертикального - от минус 5 до плюс 65 градусов.

В возимый боекомплект входило 9 выстрелов. Их снаряды, весом по 15 кг, обладали начальной скоростью в 470 м/с и могли поражать цели на расстоянии до 9400 м от огневой позиции самоходного орудия.

Для защиты расчета и самой гаубицы борта базового танка нарастили вертикальными броневыми листами толщиной 12,7 мм, образовав своего рода прямоугольную рубку. Впереди и справа от нее установили цилиндрическую башенку, а в ней, на турели, разместили 12,7-мм зенитный пулемет.

М37 передавали в артиллерийские дивизионы бронетанковых дивизий американской армии. По штату в каждом из них насчитывалось по 18 таких машин. Боевое крещение они получили во время войны 1950 —1953 гг. в Корее.

Почти одновременно с ними, в том же 1945 г, на вооружение приняли более мощную самоходную артиллерийскую установку открытого типа М41, которую также создали на базе танка «Чаффи».

И у него убрали башню, а на ее месте, в корпусе, ближе к корме, смонтировали качающуюся часть полевой 155-мм гаубицы М1.У нее был моноблочный ствол длиной 24,5 калибра, поршневой затвор, заряжание производилось вручную. Углы возвышения ствола составляли от минус 5 до плюс 45 градусов (у самой полевой гаубицы от минус 2 до плюс 63 градуса), горизонтальное наведение осуществлялось в пределах 37 градусов на борт (соответственно 53 градуса), скорострельность была невысокой, от силы 2 выстрела в минуту.

В возимом боекомплекте имелось 22 выстрела. Их снаряды весом по 43.1 кг обладали начальными скоростями до 564 м/с. Максимальная дальность достигала 15100 м, огонь из М41 вели только с места, а для сохранения устойчивости при выстреле служили откидные сошники.

Ни щита, ни бронелистов на этой машине не было, как и специального места для зенитного пулемета. Любопытно, что на марше расчет и боекомплект перевозили на других предназначенных для того машинах.

Двигатель и силовая передача не отличалась от тех, которые были на М37 и базовом танке.

Этими самоходками оснащали артиллерийские дивизионы, входившие в состав бронетанковых дивизий, в каждом было по дюжине М41; кстати, и они побывали в боях на Корейском полуострове.

В1945 г. армия США получила еще более мощную самоходную гаубицу М43. Для нее базовой машиной послужил средний танк М4АЗЕ8 «Шерман». Для этого у него перенесли вперед штатный 8-цилиццровый, карбюраторный двигатель «Форд» и силовую передачу с 5-скоростной. механической коробкой перемены передач и двойным дифференциалом. Подвеску оставили балансирной, с буферными пружинами, ведущие колеса располагались сзади.

И с «Шермана» сняли вращающуюся башню, и несколько переделали центральную и заднюю части корпуса, поскольку в корме расположили боевое отделение, частично прикрытое противопульной броней.

В средней части, на раме, установили качающуюся часть 203,2-мм полевой буксируемой гаубицы М1, которую тоже серьезным переделкам не подвергали. У нее был скрепленный

«КИНГ КОНГ» И ДРУГИЕ

ствол длиной 21,8 калибра, поршневой затвор, гидропневматическое противооткатное устройство и пневматический уравновешивающий механизм. Углы вертикального наведения составляли от минус 5 до плюс 55 градусов, горизонтального — по 36 градусов в обе стороны.

В бортовой боекомплект входило 12 выстрелов раздельного картузного заряжания с различными снарядами, весом по 90,72 кг,—фугасными, кассетными, вполне возможно, химическими (а затем и новинкой — только что появившимися ядерными). Начальная скорость достигала 594 м/с, наибольшая дальность стрельбы была 16800 м.

И эти самоходные установки поставлялись в артиллерийские подразделения армии США.

В конце 40-х гг. военные специалисты США отмечали, что танки и САУ способны наилучшим образом противостоять воздействию ядерного оружия. При взрыве такого заряда, эквивалентного 20 тыс. т тринитротолуола, радиус их полного разрушения составит всего 300 м от эпицентра, на дистанции же 1 тыс. м они практически не пострадают.

Основными преимуществами самоходной артиллерии американцы считали мощность огня, позволяющую ей действовать без поддержки танков, причем, по мнению экспертов, чрезмерное бронирование неизбежно и отрицательно скажется на маневренности и быстроходности этих машин. А в 1946 г. армейское командование направило в свои испытательные центры комиссии, в состав которых входили представители крупнейших двигателестроительных фирм, чтобы проверить работу танковых силовых агрегатов в условиях низких температур (ведь потенциальный противник — СССР). Они выявили недостатки моторов с жидкостной системой охлаждения и рекомендовали перейти на воздушное охлаждение, заодно заменив в силовых передачах главный фрикцион и коробку перемены передач на гидравлическую трансмиссию.

В 1950 г. появились опытные образцы самоходок на базе новых танков. К ним относились 105-мм гаубица Т98Е1, 155-мм пушка Т97и 203-мм гаубица М108. отличавшиеся системами бронирования боевых отделений, внедрением механизмов для облегчения и ускорения заряжания и иным устройством ходовой части.

У М108 во вращающейся башне установили 12,7-мм пулемет с боекомплектом в 500 патронов. В конструкции машины широко применяли алюминиевые сплавы, из них изготовили корпус и башню, что позволило выполнить самоходку плавающей и аэротранспортабельной. Алюминиевые бронелисты защищают расчет из 5 человек от пуль, осколков и огня, все люки закрываются крышками с герметичными прокладками, днище боевого отделения—двойное. САУ оснащена средствами противоатомной защиты и автоматической противопожарной системой.

В качестве силовой установки применен 8-цилиндровый, V-образный дизель жидкостного охлаждения с турбонадцувом; в ходовой части — по 7 опорных катков на борт, балансиры переднего ведущего и заднего направляющего колес оборудованы гидравлическими амортизаторами, при стрельбе подвеска отключается, что улучшает устойчивость машины; гусеница — резинометаллическая. Для преодоления сходу водных преград М108 снабдили 6 надувными прорезиненными контейнерами и 3 волноотражающими щитками, движителем на плаву служат гусеницы.

Внешне и внутри М109 весьма походила на М108, качающуюся часть 155-мм гаубицы М1А2 разместили на шасси того же бронетранспортера МПЗ. Ствол опять-таки моноблочный, с навинтным казенником, дульным тормозом и эжектором. Затвор — полуавтоматический, поршневой, с секторной нарезкой и механизмом для облегчения заряжания; поворот башни осуществлялся с помощью гидроприводов. Плавучесть гаубицы обеспечивалась как у М108.

И в боекомплект этой самоходки входили обычные и ядерные боеприпасы. Кстати, последний (в 1 кт) американцы изготовили 25 мая 1953 г. для 280-мм пушки, заним последовал и 203-мм аналогичный боеприпас мощностью 2 кт. В ноябре 1963 г. объявили о разработке 1-килотонного снаряда для 155-мм гаубицы - он упаковывался в контейнер, в котором его и перевозили, а иногда и даже сбрасывали к месторасположению батареи на парашюте вместе с взрывным устройством

В конце 60-х гг. Ml09 модернизировали, уменьшив воздействие выстрела на расчет и удлинив ствол на 2,44 м, — так появилась М109Е1, а в начале 70-х гг. приняли М109А1 с более длинным стволом и усиленным — восьмым, пороховым зарядом. В1979 г были выпушены улучшенные М109А2 и A3.

Спустя 10 лет фирма «Бойен-Маклафин-Иорк» приступила к ее модернизации, и на М109А6 появились новое оснащение, автоматизированная система управления огнем, навигационная аппаратура и встроенное устройство для контроля за агрегатами и механизмами.

В боекомплекте этих самоходных гаубиц серии М109 имеются выстрелы картузного заряжания с ядерными, управляемыми, осколочно-фугасными (активно-реактивными и обычными), осветительными и дымовыми снарядами, а также кассетными (в каждом 60 осколочных гранат), кумулятивно-осколочными (по 64 гранаты), противопехотными и противотанковыми минами.

Появление первых, довольно массивных ядерных снарядов, в том числе для полевых гаубиц, привело к тому, что фирмы-разработчики боевой техники получили заказ на куда более мощную и, следовательно, тяжелую самоходную установку, получившую первоначальный индекс Т92. К ее созданию приступили еще в 1946 г

Первый вариант этой машины, которую весьма метко окрестили «Кинг Конгом», спроектировали на шасси опытного танка Т32, но поскольку на вооружение его так и не приняли, второй - выполнили на базе модернизированного серийного среднего 42-тонного танка М26 «Першинг». Его двигатель в 500 л.с. позволял машине развивать наибольшую скорость до 38 км/ч.

В корпусах того и другого, на цапфах, опиравшихся на гнезда в раме, установили качающуюся часть стандартной 240-мм гаубицы М1 со стволом длиной 35 калибров. Благодаря такому техническому решению углы возвышения ее ствола не изменились, зато горизонтальная наводка уменьшилась с 45 до 12 градусов в обе стороны. Возимый боекомплект насчитывал всего 6 выстрелов со снарядами весом 163 кг, обладающих начальной скоростью 701 м/с. Ими вели огонь по целям, находившимся на расстоянии до 23000 м от позиции

Заряжание производилось вручную, а, поскольку снаряды были довольно увесистыми, расчеты пользовались разборными лотками с двумя подставками которые перед стрельбой размещали рядом с самоходкой. Тяжелый откидной сошник поднимали и опускали предназначенной для этого ручной лебедкой.

Наводчики пользовались прицелом-дальномером, темп стрельбы был невысок для того, чтобы сделать выстрел, требовалось не менее 2 мин.

Перед перевозкой по железной дороге массивную Т92 приходилось разбирать на две части, а после выгрузки - приводить в боеготовое состояние в течение 3 — 4 ч, применяя специальный кран. Все это было, конечно, громоздко и неудобно, 44 такая машина вряд ли годилась для скоротечных, маневренных боевых операций в новых условиях. А вскоре в США появились более компактные боеприпасы с ядерными зарядами, в том числе калибров 155,175,203 и 280 мм, и по этой причине надобность в 56,7-тонном «Кинг Конге» отпала.

Итак, первые послевоенные американские самоходные гаубицы, как и прежде, проектировались на шасси серийных танков без изменения их конструкции, если не считать некоторой переделки верхней и задней частей корпуса, чтобы поместить там бронированную рубку либо открыто, без защиты, установить орудие. Поэтому самоходки обычно наследовали у базовых машин присущие тем недостатки.

Артиллерийские системы, как правило, полевые, тоже серьезным переделкам не подвергали. Поэтому у них сохранялось ручное заряжание весьма тяжелыми боеприпасами, что, безусловно, отрицательно сказывалось на скорострельности самоходок. Огонь удавалось вести только с места — следовательно, маневренность подразделений была не из лучших.

Боекомплект, а иногда и расчет, перевозили на предназначенных для того вспомогательных транспортерах, что также сковывало подвижность подразделении и делало их заметнее для авиаразведки противника.

Опыт боевых действий в Корейской войне показал, что противопульной бронезащиты явно недостаточно. По этой причине американские самоходчики нередко несли высокие потери, когда им приходилось непосредственно сопровождать наступающие танки и пехоту, а также при ведении огня прямой наводкой с открытых позиций.

В общем, М37 М41. М43 и Т92 было бы вернее посчитать не самоходными орудиями, а подвижными лафетами.

Нелишне добавить, что в Корейскую войну, в холода, довольно часто выходили из строя двигатели боевых машин, оснащенные жидкостной системой охлаждения. Забегая вперед, отметим, что новые модели танков и самоходок американцы стали предусмотрительно испытывать в районах с жарким климатом и на Аляске. Но об этом речь пойдет впереди. ■ Василий МАЛИКОВ, академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 11/12 96