Техника - молодёжи 1986-12, страница 24

Техника - молодёжи 1986-12, страница 24

Конструктор судов на подводных крыльях Р. Е. АЛЕКСЕЕВ (1916—1980)

Не так давно в печати промелькнуло сообщение о том, что в одном из приволжских городов на набережной установлен пассажирский теплоход типа «Ракета». Он отслужил свой срок и теперь стал своеобразным мемориалом, кораблем — памятником своей эпохе. Кораблем-памятником... А ведь кажется, будто вчера эти стремительные суда впервые появились на голубых магистралях страны и сразу же завоевали популярность среди пассажиров и речников. Те и другие с появлением подобных судов обрели возможность путешествовать по водным путям со скоростью хорошего экспресса, что для водного транспорта было делом невиданным, да и просто немыслимым: раньше 60—70 км/ч развивали лишь небольшие катера да спортивные скутеры.

В том, что речной (да и морской) флот нашей Родины первым начал массовое применение судов на подводных крыльях, заслуга принадлежит главному конструктору Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях, лауреату Ленинской и Государственной премий, выдающемуся советскому инженеру Ростиславу Евгеньевичу АЛЕКСЕЕВУ. Ему и посвящена статья Виктора ИЛЬИНА, которую мы предлагаем вниманию наших читателей.

СКОЛЬЗЯЩИЕ НАД ВОЛНАМИ —ьин'

Крупные научные открытия и оригинальные технические решения чаще всего возникают на стыках различных наук. Так произошло и со сверхскоростными судами. В конце XIX века российскому подданному Ш. де Ламберту пришла счастливая «авиаторская» мысль: вытащить корпус судна из воды, поставив его на подводные крылья. Поскольку вода в 800 раз плотнее воздуха, крылья, создающие подъемную силу для судна, можно делать не столь большими, как у аэроплана.

Простая и заманчивая идея де Ламберта воплотилась в металле лишь в конце 30-х годов — когда начался массовый выпуск легких и мощных двигателей, а корабелы следом за авиаконструкторами приняли на вооружение прочные и легкие сплавы. Тогда же советские ученые М. В. Келдыш, М. А. Лаврентьев, Н. Е. Кочина дали фундаментальные расчеты пластины в водном потоке, заложив тем самым теоретическую основу будущих судов на подводных крыльях (СПК).

В те годы новшеством заинтересовался студент кораблестроительного факультета Горьковского политехнического института Ростислав Алексеев. Начал он с несложных экспериментов. Изготовил из деревянных брусков и жести корпуса с подводными крыльями и испытывал их, буксируя яхтой (буду

щий кораблестроитель был завзятым поклонником парусного спорта) .

Про него говорили: «Ростислав на яхте головой ходит!» Просто рассчитывать оптимальные курсы, когда судно идет под наивыгоднейшим ветром, для него было слишком мало. Алексеев постоянно стремился улучшить конструкцию яхты. Появились вращающаяся мачта, изгибающийся гик, другие оригинальные вещи.

Даже для меня, окончившего авиационный техникум и уже год

По реке со скоростью экспресса/ СПК «Восход», прямой наследник теперь уже легендарной «Ракеты».

проработавшего в группе, занимавшейся проблемами аэродинамики, объяснение Ростиславом физики работы паруса, взаимодействия грота и стакселя или спинакера были своего рода откровением! — вспоминал инженер Н. И. Белавин, автор книги «Экранопланы», более 40 лет проработавший в корабле-и авиастроении.

С Алексеевым он учился в одной группе и нередко ходил на одной

22