Техника - молодёжи 1986-12, страница 25

Техника - молодёжи 1986-12, страница 25

яхте. Зарекомендовал себя Алексеев и как человек, не довольствующийся сведениями, почерпнутыми на лекциях и из учебников.

— Нередко не только мы, студенты, но и преподаватели удивлялись, как глубоко Ростислав затрагивал некоторые научные проблемы, например физики качки,— рассказывал Николай Иванович.— Многие преподаватели уже тогда разглядели в этом несколько замкнутом, медлительном и спокойном парне незаурядную личность...

На третьем курсе студенты, слушающие курс теории корабля, должны были выполнить курсовое задание: изготовить теоретический чертеж судна. Не вдаваясь в подробности, замечу, что, взглянув на него, специалист без труда представит очертания судна и оценит его мореходные и прочие качества. Получила такое задание и студентка Дарья Пестова. Спустя много лет Дарья Васильевна, будучи уже преподавательницей вуза, рассказала мне о том случае.

Исходя из заданного водоизмещения 300 т, руководствуясь учебником, она подсчитала теоретические шпангоуты и сделала чертеж. Работала долго, старательно, но судно получилось неважным. Как и следовало ожидать, преподаватель забраковал ее чертеж. Обидно было до слез! И тут на помощь однокурснице пришел Алексеев. Набросав по главным размерени-ям сетку, Ростислав без лекала, буквально в одно касание, вычертил шпангоуты, ватерлинии, баток-сы.

— Я даже засомневалась: если линии проведены на глаз, то получится ли требуемое водоизмещение. Подсчитали. Оказалось, что ошибка ничтожна — меньше процента!

1 октября 1941 года Алексеев защитил диплом. В нем был представлен проект принципиально нового судна. Впервые в истории кораблестроения расчетная скорость превышала 100 км/ч.

Экзаменационная комиссия признала дипломную работу выпускника Алексеева вполне отвечающей требованиям, предъявляемым... к кандидатской диссертации.

Так создавались варианты крылатых судов.

Рисунки Р. Е. АЛЕКСЕЕВА.

Фото Виктора БОРОДИНА и Павла ВЫШ-КИНДА.

Молодой инженер получил назначение на старейший судостроительный завод «Красное Сормово», где в 1943 году ему предложили приступить к созданию опытного судна на подводных крыльях. Много лет спустя Р. Е. Алексеев признавал:

— Это был такой заряд уверенности в необходимости задуманного, что его хватило на полтора десятилетия напряженной работы. Подумайте только — идет война, все подчинено лозунгу «Все для фронта!», а нам поручено делать то, что понадобится после победы!

Ходовые испытания первого катера на подводных крыльях начались в 1943 году Ростислав Евгеньевич вместе с инженерами Николаем Зайцевым, Болеславом Зоб-ниным, Иваном Ерлыкиным, Леонидом Поповым и другими настойчиво совершенствовал конструкцию СПК. Тщательно отрабатывались вопросы устойчивости СПК на курсе, маневренности, непотопляемости. В специальном гидроканале, в который вода подавалась в разных скоростных режимах, конструкторы сотни раз испытывали крыльевое устройство.

...Хорошо помню летний день 1957 года, когда самая первая «Ракета» появилась в затоне «Красного Сормова». Рабочие, инженеры, техники да и просто любопытные из других цехов разглядывали необычный теплоход. С того дня Волга и ее флот уже не могли оставаться прежними. На речном просторе появилось невиданное судно. Оно и выглядело непривычно — по-самолетному. Даже кресла в салоне были «аэро-флотовские», а двигателем капитаны управляли из рубки, напоминавшей кабину авиалайнера...

Вскоре сормовичи сдали речникам более крупное СПК «Метеор», рассчитанное для работы на линиях, проходящих по озерам и водохранилищам, где в свежую погоду возникают довольно крутые волны. На борту этого скорохода мог-

КОРИФЕИ ТЕХНИКИ

ло с комфортом разместиться уже 123 пассажира (на «Ракете» было 66 мест). Вскоре сормовичи создали «Комету» — крылатое судно для прибрежных линий.

Развивая и совершенствуя конструкцию СПК, Алексеев и его товарищи создали 260-местный «Спутник» и его морской вариант «Вихрь». Настоящее и будущее речного флота и малого каботажа стало уже немыслимо без крылатых судов.

С 1973 года на смену «Ракетам», ставшим уже ветеранами голубых магистралей, стали приходить 70-местные «Восходы», более вместительные, обладавшие повышенной комфортностью и мореходностью. А на линии малого каботажа вышли «Колхида» и «Альбатрос». В 1983 году началась эксплуатация теплоходов типа «Полесье», вмещавших 50 человек. Особенность этих судов — незначительная — всего 0,95 м — осадка, позволявшая им ходить по малым рекам.

В конструкторском бюро Р. Е. Алексеева было создано большое семейство СПК различного назначения. Суда на подводных крыльях с маркой «Сделано в СССР» ходят под флагами Кубы и Индии, Австрии и Финляндии, Польши и Греции ФРГ и Болгарии. Наша страна — своеобразный законодатель мод в этой области мирового судостроения.

Размышляя о выдающемся конструкторе, вспомнил вдруг сугубо технический термин «попутный поток» — поток, возникающий около движущегося судна. Чем выше скорость корабля, тем шире попутный поток... Так и вокруг умного и смелого человека, вокруг небольшой сначала группы единомышленников, приверженцев СПК, собирались молодые, энергичные инженеры и техники, которых Алексеев всегда умел увлечь делом, найти каждому место, отвечающее его склонностям, способностям.