Техника - молодёжи 1987-02, страница 26

Техника - молодёжи 1987-02, страница 26

НЕВИДИМЫЕ

ЛУЧИ В МИРЕ ЖИВОГО

щихся в окружающих нас земных породах, воде, строительных материалах,— их как запретить?

...С этого начался разговор нашего корреспондента Бориса ПОЛУХИНА с одним из ведущих радиобиологов страны, заведующим отделом Института биологической физики АН СССР Александром Михайловичем КУЗИНЫМ.

«Мы сознаем неизбежность колоссальных изменений условий человеческого существования, если только человек овладеет радиоактивными явлениями, хотя бы в той мере, в какой он овладел силой пара и электричества...»

В. И. Вернадский

Александр КУЗИН,

член-корреспондент АН СССР, председатель Научного совета по проблемам радиобиологии при Президиуме АН< СССР

Аварии на атомных электростанциях ряда стран и, в частности, на Чернобыльской АЭС обострили дискуссии как у нас, так и за рубежом о путях дальнейшего использования атомной энергетики вообще и мирных источников ионизирующей радиации В частности. Оживились голоса, требующие полного их запрета, пока, дескать, невидимые лучи ядерной радиации не облучили все живое.

Но вспомним, что происходило в конце прошлого века, когда были открыты лучи Рентгена. Страшные догадки терзали умы обывателей: лучи могут и фотографировать души умерших, и читать чужие мысли, и раздевать, и уничтожать...

«Самое лучшее, что нужно сде^ть цивилизованным странам,— писала тогда лондонская «Пэлл мэлл газетт»,— это объединиться и сжечь все рентгеновские лучи, казнить всех изобретателей, утопить оборудование всего мира в океане». Словом, все запретить.

Ну а естественный фон радиации: космические лучи, излучение природных радиоактивных веществ, содержа

РАДИАЦИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ

— Приступая к изучению влияния на организмы естественного фона радиации,— сказал А. М. Кузин,— мы для начала решили его уменьшить и посмотреть, что будет. Взяли крысят — их чувствительность к радиации такая же, как у человека,— и поместили в камеру, оборудованную автономной системой жизнеобеспечения. Эту камеру опустили в залитый водой бетонный колодец, снизив тем самым уровень фона в ней приблизительно в 10— 20 раз. Оказалось, что крысята, по сравнению с контрольными, стали развиваться заметно хуже. Получается: ослабление природного фона радиации угнетает течение физиологических и биохимических процессов, отрицательно влияет на жизнедеятельность. Согласитесь, довольно необычный факт. Но, может быть, условия в камере просто не подходящие для зверьков?

Для проверки поставили новые опыты. Внесли в камеру немного солей урана, отчего радиоактивный фон в ней повысился и сравнялся с земным. Опять опустили в колодец. Крысята перестали отставать в развитии от своих собратьев наверху.

Подобные эксперименты проводил и французский исследователь Р. Пла-нель, наблюдавший за ростом простейших (парамеций) и созреванием мушиных яиц. Его результаты также говорят за то, что снижение естественного радиоактивного фона замедляет темп деления клеток. Но в таком случае почему бы не допустить: этот самый фон не только не вреден, а, может быть, даже необходим для жизненных процессов?

Специалисты знают: когда в живой клетке все готово к делению, к началу синтеза ДНК, процесс не начинается, пока рецепторы мембраны не подвергнутся какому-либо воздействию, импульсу извне. Возникло предположение: а не являются ли такими импульсами высокоэнергетические кванты фонового излучения? Поводом послужило следующее наблюдение. Взяли клетки активно делящейся ткани растительного корешка. Примерная длительность их деления составляет 2,5 часа. Подсчитали, что за это время 4— 5% всех клеток получают 1—2 кванта природной радиации. Но столько клеток и находится в стадии деления! Что это — совпадение или закономерность? Этот факт мы пытаемся сейчас теоретически обосновать.

Член-корреспондент АН СССР А. М. КУЗИН.

Роль естественного облучения — она стала проясняться только в последнее время — нельзя не учитывать при обсуждении проблем развития и старения, эволюции и происхождения жизни. В этом я, как радиобиолог, убежден.

Дело в том, что первые образовавшиеся на Земле простейшие органические вещества — насыщенные углеводороды, будучи химически инертными, не могли вступать в реакции с другими элементами. Разбить пассивные молекулы на так называемые свободные радикалы («осколки» со свободными валентностями) могли только кванты, частицы, энергия которых превосходит энергию любой химической связи. Ясно, что мощности только космического излучения недостаточно. Нужны были местные природные реакторы. Они могли образоваться, скажем, в тех районах земной коры, где масса накапливающихся радиоактивных нуклидов, например урана-235, превышала критическую. В этом случае начиналась реакция деления, сопровождающаяся мощным гамма- и нейтронным излучением. Что и произошло, например, 1,8 млрд. лет назад в Западной Африке, в районе урановых месторождений Окло.

Столь же большую роль сыграла радиоактивность и в становлении живого, скажем, в первый миллиард лет, когда ионизирующий фон был выше современного. Словом, вклад радиации как фактора, вызывающего наследственные изменения в развитии простейших форм жизни, переоценить трудно. Но вернемся к проблемам современной радиобиологии.

Естественный радиационный фон окружающей нас среды, образован

24