Техника - молодёжи 1987-04, страница 22

Техника - молодёжи 1987-04, страница 22

Как создать студенческий научный центр? Будет ли эффективна его деятельность?

В чем отличие центра от студенческих конструкторских бюро? Каждый ли учащийся вуза может стать членом СНЦ? Целесообразность СНЦ доказал опыт Пермского политехнического. Признание опыта — премия Ленинского комсомола в области науки и техники за 1986 год.

Однажды на кафедру автоматизированных систем управления пришли сотрудники конструкторского бюро одного из предприятий города. Состоялся любопытный диалог.

— Мы нуждаемся в специалистах,— сказали представители КБ.

— А мы — в современной технике, на которой могли бы обучать студентов,— отозвались на кафедре.

— Как же быть? Не можем же мы просто взять и подарить вам машины?

— А мы и не просим. Давайте-поделимся. Вы нам предоставляете свободный доступ к автоматике. А мы на ваше предприятие в помощь для выполнений производственных заданий направим лучших студентов. Польза обоюдная.

На том и порешили. Не предполагали тогда ни студенты, ни преподаватели, ни производственники, что на базе этого соглашения в Пермском политехническом институте через некоторое время будет образована крупная студенческая научная лаборатория, члены которой смогут решать сложные производственные и научные задачи. А главными действующими лицами станут будущие-инженеры. Еще через некоторое время лаборатория превратится в целый научный центр. Впрочем, давайте по порядку...

12 лет назад на базе вуза было организовано экспериментальное научное объединение, в котором насчитывалось 12 студенческих КБ и лабораторий. С годами количество лабораторий увеличилось, потому как желающих заниматься вопросами усовершенствования производства становилось все больше. Первые результаты студенческих разработок, внедренных в производство, были обнадеживающими. Уже в то время объединение заняло 1-е место во Всесоюзном смотре-конкурсе СКБ вузов страны и было награждено Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Но у самих студентов и сотрудников вуза высокое место особой радости не вызвало. И хотя считалось, что в институте действует около 30 СКБ, с полной загрузкой и наиболее эффективно работали только 10 коллективов. Слабые же

СЛИТОК

Владимир БЕЛЫХ,

наш спец. корр.

Члены СНИЛ «Гвлург»: Александр РЫЖОВ, Игорь ГОФМАН и Владимир ТИМОФЕЕВ.

стороны виделись в том, что СКБ различных кафедр оставались по-прежнему разрозненными, уровень студенческих разработок был невысок. Управление общественными творческими коллективами, их научная нагрузка явно не отвечали требованиям дня.

Нужно было что-то предпринимать. И только в 1983 году после долгих дебатов студенты и преподаватели различных кафедр решили объединиться и организовать единый студенческий научный центр.

Но чем он отличается от расширенной лаборатории? — может спросить читатель. Прежде всего тем, что было определено главное научное направление: участие в решении важнейшей для Западного Урала многоотраслевой проблемы — рационального использования ресурсов Прикамья.

Если раньше студенческие научные формирования института «кол

довали» над разрозненными темами, то сегодня различные СКБ и студенческие научно-исследовательские лаборатории (СНИЛ) заняты решением одной комплексной задачи.

Например, СНИЛ «Галург» под руководством доцента В. Г. Зиль-бершмидта по заданию Института проблем прочности АН УССР исследовала состояние горных пород Верхнекамского месторождения калийных солей. Впоследствии к разработке этой комплексной темы были привлечены еще пять студенческих коллективов института. Так вот, особенность этого бассейна состояла в том, что минеральные напластования как бы «одеялом» укрывали залежи нефти. Минералы и нефть — полезные ископаемые. Но чтобы правильно вести их добычу, не нарушая природного равновесия, студенты и обосновали наиболее рациональную технологию

20