Техника - молодёжи 1987-04, страница 28

Техника - молодёжи 1987-04, страница 28

МОЛЕКУЛА-«КЛЮЧ»

Закономерен вопрос: каким способом пептиды (короткие белки) оказывают воздействие на живой организм? Ученые полагают, через рецепторы, которые находятся в оболочке клеток.

Рецептор можно уподобить замку. Тогда молекула короткого белка — это «ключ». Если «ключ» подошел к «замку», то внутри клетки начинается целый каскад биохимических реакций. Изменяется проницаемость ионных каналов, активируются ферменты. Таким

55 С

Зарисовки с натуры, сделанные одной из участниц экспериментов по изучению влияния пептидных препаратов на крыс Инной Шамакиной, недавно окончившей аспирантуру на биологическом факультете МГУ.

образом одна-единственная молекула-«ключ», попавшая в «замочную скважину», может изменить активность миллионов других молекул!

Система «ключ — замок» хорошо объясняет, почему пептидные вещества обладают направленным действием.

Например, гормон передней доли гипофиза АКТГ (или его фрагменты) влияет на работу надпочечников и мозга, храня в то же время «абсолютное безразличие» к клеткам печени и мышц, не имеющим соответствующего рецептора.

ни» — строго 56°С. Именно при такой температуре возникает болевое ощущение — «горячо». Это тревожный звонок. Еще немного, и белок начнет сворачиваться.

Многие пептидные препараты являются регуляторами болевых ощущений. Крыса, у которой закапан в нос пептид памяти, держит хвост в горячей воде в 1,5 раза дольше, чем контрольная.

«ЯЗЫК ГЕНИАЛЬНОСТИ»?

Я спросил Каменского, возможно ли получение пептидного «порошка гениальности»?

— Исследуемое нами вещество стимулирует только память,— возразил он.

— Но память, способность к обучению — это все-таки характеристики интеллекта!

— Безусловно, и в то же время гениальность — нечто другое. Скорее это способность принимать нетривиальные решения. Ну а искать зачатки эвристического мышления у крыс мы не пробовали. Мы ставим перед животными не очень сложные задания. С ними справляются все крысы: и опытные, и контрольные.

— Тогда, возможно, в природе существует пептидный язык, не ме-

НА ВСЕ РУКИ МАСТЕРА

Среди пептидов нет «узких специалистов». Например, пептид тафцин, вырабатывающийся в крови человека, стимулирует иммунитет при самых различных заразных заболеваниях. В то же время он важный элемент в противоопухолевой системе организма. Он стимулирует активность особого класса лимфоцитов, лимфоцитов — убийц раковых клеток.

В последние годы советскими учеными доказано, что этот пептид благотворно влияет на работу мозга, является психостимулятором. Наверно, это не случайно. В экстремальной для организма ситуации, когда нужно бороть-

нее сложный, чем тот, на котором мы пишем и говорим.

— Не исключено, что так,— согласился со мной Каменский.— Но мы не умеем на этом языке читать. Пока только учимся понимать отдельные слова. Набрали их много, а вот где глагол, где существительное, не знаем.

— Может быть, «порошок гениальности» — это сложная смесь, своего рода «пептидная фраза», где есть свое подлежащее, свое сказуемое, где в буквальном смысле тщательно взвешено каждое «слово»?

— Возможно. И что-то подобное мы уже пытаемся делать,— ответил Каменский.— По крайней мере вводим сразу по нескольку веществ. Но, во-первых, нам известны еще далеко не все существующие пептиды. Во-вторых, и прежде всего, перед нами стоит задача — получить устойчивые формы аналогов коротких белков естественного происхождения. Пептиды в организме быстро разрушаются. Они живут минуты и даже секунды. Кому нужна память или гениальность «на минутку»?

Необходимо получить аналоги природных пептидов, которые действовали хотя бы часы.

МИНУТЫ И ЧАСЫ

Один препарат, который «работает» в 50 раз дольше, чем природный белок, уже синтезирован в Институте молекулярной генетики АН СССР в лаборатории кандидата химических наук Владимира Николаевича Незавибатько и успешно проходит предклинические испытания у Каменского.

Клинические испытания препарата будут проведены в текущей пятилетке. Если они завершатся успешно, мы получим не просто средство для улучшения памяти, но

ся с инфекцией, свежая голова не помешает.

Примеров «работы по совместительству» среди пептидов множество. Ва-зопрессин, гормон задней доли гипофиза, способствует сужению стенок сосудов (в результате чего поднимается кровяное давление). Вместе с тем препарат улучшает память у здоровых людей и даже восстанавливает ее после тяжелых мозговых травм. Большие дозы вазопрессина снижают двигательную активность и температуру тела, могут вызвать обезболивающий эффект. Но и это еще не все. Благодаря действию этого гормона люди быстрее адаптируются к условиям высокогорья, легче переносят стрессы.

26