Техника - молодёжи 1987-04, страница 30

Техника - молодёжи 1987-04, страница 30

ния даларгина, принцип его действия коренным образом отличается от старых лекарственных средств. Если раньше пытались просто подавить секрецию кислоты в желудке и тем самым ослабить разъедание слизистой оболочки (как говорят медики, снизить фактор агрессии), то даларгин улучшает защитные свойства оболочки кишечника. Нет нужды объяснять, что такой способ лечения влечет за собой значительно меньше вредных побочных эффектов. Да и сроки лечения язвы сокращаются. Теперь они составляют не более двадцати дней.

Наряду с даларгином в ВКНЦ АМН СССР синтезирован еще один пептидный препарат — сурфагон. Это аналог пептида люлиберина, как считают, выведенного Артуром Хейли в романе «Сильнодействующее средство». Не буду о нем говорить. Известный романист уже описал его достаточно красочно. Замечу лишь, что сурфагон сильнее природного аналога примерно в 100 раз. Намечено использовать его в животноводстве для повышения продуктивности скота.

Любопытная деталь. Если пептидные препараты, предназначенные для воздействия на головной мозг человека или животных, вводят через нос (напомним, следуя таким путем, вещество может достигать цели с относительно небольшими потерями), то препараты, разрабатываемые в ВКНЦ АМН СССР, предназначены исключительно для внутримышечных инъекций. В таком случае они в мозг не попадают, разрушаются на подступах к нему, на гематоэнцефалическом барьере. Тем самым исключается (или, во всяком случае, ограничивается) их действие

СПИ ДОЛЬШЕ — ПОМНИТЬ БУДЕШЬ ЛУЧШЕ

О непосредственной связи процессов памяти и сна стало известно после того, как началось изучение так называемой парадоксальной фазы сна (или «сна с быстрым движением глаз»). Если днем испытуемые-добровольцы усиленно загружали свою память, то ночью продолжительность парадоксальной фазы сна у них обязательно увеличивалась. Ну а если их пытались лишить этой части отдыха, то на следующий день память у них давала ощутимые сбои.

В результате экспериментов доказана необходимость парадоксальной фазы сна для закрепления, в долговре-

на психику. Другими словами, изменяя способы введения коротких белков в организм, мы выбираем подходящие для них «сферы влияния».

Использование пептидных препаратов в медицине — это не завтрашний, а уже сегодняшний день. При ВКНЦ АМН СССР построен опытный завод. Здесь осваивают произ-

менной памяти тех событий, которые произошли днем накануне.

Любопытно, что больные, получавшие вазопрессин с целью укрепления памяти, отмечали улучшение ночного сна, чувство особой свежести, бодрости после пробуждения.

В последние годы открыты пептидные вещества, введение которых человеку и животным вызывает глубокий сон. Наиболее изучен пептид дельта-сна (он увеличивает число так называемых медленных дельта-волн в электроэнцефалограмме спящего). В Советском Союзе уже синтезированы его аналоги. Препарат не менее эффективен, чем люминал и другие сильные снотворные средства, и в то же время его действие значительно мягче. У него не обнаружено вредных побочных эффектов.

Работницы завода ведут очередной биотехнологический эксперимент. Полученная биомасса будет использована для синтеза пептидов.

водство даларгина. В текущем году намечен выпуск 2 миллионов ампул «живой воды», а в дальнейшем «тираж» будет доведен до 10 миллионов штук в год. В ближайшее время это лекарство начнет продаваться в аптеках.

Химия пептидов наступает «по всему фронту». Появляются сообщения о лекарственных веществах, способных стимулировать защитные силы организма (разработка Института иммунологии МЗ СССР). Испытываются препараты, помогающие легче переносить стрессовые воздействия (к числу последних относится и вещество, синтезированное в лаборатории В. Н. Незави-батько в Институте молекулярной генетики АН СССР), «подбираются ключики» ко многим другим химическим тайнам мозга.

Возможно, близится время, когда мы вступим в «пептидный век». Будет ли он «золотым»?

Поживем — увидим.

28