Техника - молодёжи 1987-07, страница 62

Техника - молодёжи 1987-07, страница 62

ВОСЬМИТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ

Собака бежала по улицам Арики, держа в пасти скальп с развевающейся косичкой. Чилийский сто-сорокатысячный город, захиревший в годы правления пиночетовской хунты, оставался бесстрастным. Жители привыкли, что у них под ногами сонмы забальзамированных останков далеких предков...

За четыре тысячи лет до того, как в Древнем Египте начали строить пирамиды, здесь уже мумифицировали трупы умерших. Индейцы культуры Чинчоррос, открытой в 1919 году немецким археологом Максом Уле, охотились на морских львов и ныряли за устрицами, а усопших не хотели отпускать в мир тлена. Их оставляли в кругу живущих, превращая в закостеневшие статуи.

Каменными ножами рассекалась грудная клетка, удалялись внутренние органы. Острыми раковинами и клювами пеликанов подрезались кожа и волосы, выскребывались мозг и мышцы. В оставшуюся оболочку быстро засыпали раскаленные угли и горячую золу — влага испарялась, гибли разлагающие плоть бактерии. Затем остов тела заполняли шерстью, перьями и галькой. Чтобы мумия не развалилась, торс обвязывался веревками. Конечности тоже набивали галькой и. туго связывали веревками. Заостренная палка вбивалась вдоль спинного хребта, и позвоночник привязывали к ней. Лодыжки соединяли с черепом стержнями.

Лицо, пальцы, другие открытые части тела обмазывали глиной. Для глаз, рта, ноздрей, ушей делали отверстия. На голове крепили скальп. Глина раскрашивалась — черным

Фокаччи с помощником выкапывают очередную мумию в одном из котлованов Арики.

Тысячи мумий — женских, мужских, детских — остались от давнишних аборигенов атакамского побережья. После небольшой реставрации они выглядят еще убедительнее, еще загадочнее.

Пока существовала первобытная община — мумии-чучела умерших сородичей оставались с ней. Община исчезала — мумии теряли почитателей, ветры низвергали их вместе с хижинами и засыпали песком.

Арика расположена на севере страны, у границы с Перу, в одной из самых сухих местностей планеты — пустыне Атакама. Холодное прибрежное течение не насыщает воздух влагой, а влажные восточные ветры задерживаются грядой Анд. Под экваториальным солнцем тела усопших быстро обезвоживаются и почти не разлагаются. Так создался уникальный музей под открытым небом.

На протяжении тысячелетий изменялись способы бальзамирования, обработки внутренних органов. Вместо глины начали использовать цементоподобную смесь из песка и разбитых птичьих яиц, которую накладывали двухсантиметровым слоем.

Примерно в середине II тыс. до н.э. на Атакамском побережье произошли какие-то важные события, связанные, вероятно, с социальными и культурными преобразованиями в древних индейских обществах. Появились заплетенные косы, вязаные тюрбаны. Умерших стали обертывать камышовой циновкой и в сидячем положении помещать в ямы,

цветом для одних ритуальных целей, красным — для других. Мумию одевали, украшали и ставили в жилом помещении. В одетом и убранном виде она выглядела вполне по-домашнему.

Естественно полагать, что в первобытном обществе охотников и собирателей господствовали матриархальные отношения, высоко стоял культ женщины-родительницы. То и дело находят мумии, которые явно свидетельствуют о том. Так, однажды местный энтузиаст-археолог Гьюлермо Фокаччи, прозванный «помешанным на костях», извлек из-под песка прекрасно сохра

нившуюся мумию матери с ребенком в руках. На ее лице застыло выражение такой нежности и успокоенности, что пораженный исследователь решил закопать находку поглубже — до лучших времен.

Древние индейцы умели делать трепанацию черепа, знали начатки нейрохирургии. Возможно, они просверлили эти аккуратные дырочки в черепной кости, чтобы изгнать из больного «демона боли».

Первобытный образ жизни не спасал or болезней, считающихся «платой за цивилизацию». Например, рак костей поражал жителей Южной Америки за тысячелетия до прихода испанцев.

ЗАГАДКИ ЗАБЫТЫХ ЦИВИЛИЗАЦИИ