Техника - молодёжи 1987-09, страница 6

Техника - молодёжи 1987-09, страница 6

А Ходырев у себя в Находке ободрен первыми результатами, поддержкой администрации, комитета комсомола, горкома партии. А раз есть поддержка, значит, и новые идеи появляются. 10% средств, выделяемых в стране на непроизводственное строительство, Виктор предлагал осваивать с непосредственным участием молодежи. По принципу МЖК. При этом право на создание МЖК в первую очередь предоставлять тем коллективам, которые, помимо строительства жилых корпусов, помогают вводить мощности стройиндустрии.

Для Приморья эта идея помогла бы решить как жилищные, так и производственные вопросы. Еще он предложил создать комсомольско-молодежное строительное управление по возведению жилья и промышленных объектов. Самостоятельное хозрасчетное управление, которое бы по своему усмотрению смогло распоряжаться техникой, стройматериалами, рабочим временем. Принцип работы: квартира себе — квартира Находке.

В Минвостокстрое СССР решение об организации такого управления приняли. Теперь дело за реализацией.

Есть у Виктора и другие задумки. Например, известно, что организация крупного МЖК порой оказывается не под силу одному предприятию или ведомству. В таких случаях искали партнеров — пайщиков. И когда они находились, то, как правило, начинались дебаты: на чей счет перечислять средства. Но даже если в конце концов вопрос как-то решался, то, бывало, средства, собранные с бору по сосенке и переведенные на один счет, имели свойство утекать неизвестно куда. Виктор считает, что при возведении молодежных комплексов с населением более трех тысяч человек нужно создавать единую дирекцию МЖК с правами заказчика-застройщика.

Сегодня в рабочем столе Ходырева около пяти тысяч писем со всех концов страны от желающих принять участие в создании МЖК. Что ж, рабочие руки в Приморье как раз кстати:

— Руководство Минвостокстроя СССР приняло решение начать в Находке строительство ремонтно-ме-ханического завода,— говорит он.-— А непосредственной ударной силой при его возведении станут отряды. Значит, есть возможность организовать в городе и МЖК-2...

Коротая вечер перед телевизором в красноярской гостинице, я впервые и увидела своего героя. Камера оператора то «наезжала», то откатывалась от парня в комбинезоне, потом на экране показались маленькие симпатичные макеты игрушечных комнаток со стульчиками, столиками...

Но короткая передача быстро закончилась, и диктор вежливо объявил: «Мы передавали репортаж с краевой выставки НТТМ».

На следующий день не без помощи тележурналистов я разыскала 1 юношу. Звали его Иван. Фамилия — Чижиков. Отчество, признаюсь, не спросила. Уж больно молодым выглядел мой знакомый. И надо сказать, сделала большую промашку: должность-то Иван занимал солидную — старшего конструктора мебельного объединения — в 24 года.

При первой встрече мне подумалось, что причиной столь раннего взлета, конечно, могло оказаться просто везение. Но на одном везении далеко не уедешь. А Иван, судя по всему, уже пользовался в объединении авторитетом как специалист высокого класса. Будем откровенны, обычно выпускнику вуза, пришедшему на производство, еще долгое время нужно доучиваться, а то и переучиваться, чтобы квалифицированно справляться с самыми рядовыми обязанностями. Обязанности же Ивана рядовыми отнюдь не назовешь. Кто такой старший конструктор? Человек, от способностей, умения которого в значительной мере зависит красота, современность выпускаемой предприятием мебели, а значит, лицо фирмы. Но не свалилось же это умение ему с неба? Дело нашло Ивана еще на студенческой скамье. Нет, я не права. Скорее всего, Иван нашел свое дело.

Веселая энергия, живой (и не созерцательный, а деятельный) интерес к происходящему. Вот что по праву можно назвать характерной чертой Ивана, отличающей его от сверстников. С нее-то все и началось.

Сам Иван Чижиков в студенческом общежитии никогда не жил. Но в гостях у своих товарищей бы-р вал часто и не переставал при этом огорчаться: до чего же неустроен студенческий быт, как неуютна обстановка в комнатах! «А что поделаешь? — возражали друзья,— лишь бы крыша над головой была!»

Всем известно: мебель специально для общежитий никто не произ

водит. А обставляются они тем, что по самой дешевой цене можно приобрести в магазинах. В квадратные метры комнаты с трудом втискиваются три-четыре кровати, тумбочки, стулья. А что из этого получается, каждый студент знает: ни работать, ни отдыхать нормально в таких условиях невозможно. Конечно, коменданты при этом говорят: дескать, общежитие — временное студенческое жилище. Но пять лет человеческой жизни — время все же приличное.

Как я уже сказала, Иван Чижиков, обладатель уютной комнаты в своей квартире, мог, конечно, посочувствовать обитателям общежития и развести руками: ничего, мол, здесь не поделаешь — такова студенческая судьба. Но, во-первых, он учился не где-нибудь, а в Красноярском технологическом институте на факультете механической технологии древесины. А во-вторых, к проблеме общежитской обстановки у него возник интерес, так сказать, чисто профессиональный.

Теперь мне кажется важным подчеркнуть, что такое желание появилось у него именно на третьем курсе. Обычно к этому времени будущий специалист уже получает азы профессиональных знаний. Но, к сожалению, знания для многих студентов до поры до времени остаются мертвым капиталом. Далеко не все будущие инженеры от теорети-

ХОТИТЕ

ческого обучения переходят к практической, научной работе. Так вот, Иван Чижиков, также не имевший поля приложения уже накопленным силам, возможностям, такое поле искал самостоятельно.

К примеру, он всерьез увлекся психологией. Как оказалось, эта наука конструктору просто необходима. И вот почему. Обстановка в комнате должна помогать человеку настроиться на работу или на отдых. Поэтому при обустройстве хотя и маленького жилища, можно применять разные тона, формы, расположение мебели. Но прежде чем пытаться обеспечить человеку психологический комфорт, необходимо понять его психологию. Первокурсники, обнаружил Иван, больше тяготеют к общению, им, следовательно, нужно оставить в комнатах