Техника - молодёжи 1987-11, страница 22

Техника - молодёжи 1987-11, страница 22

МНОГОБОРЦЫ

Ирина ЕРМОЛАЕВА,

наш. спец. корр.

— Все, придется в тренеры переходить,— вздохнул Виктор Бу-дыко.

— Играющие,— уточнил Володя Коновале нко, разглядывая только что полученные значки лауреатов отраслевого смотра НТТМ.

— Интересно, почему у нас «потолок» для участия в смотрах научно-технического творчества молодежи — 33 года? А почему на зарубежные выставки творчества молодых принимаются работы авторов до сорока?

— Чтобы ты вовремя наставником стал. Пока у тебя в мозгу идеи, а не склероз,— прервал его рассуждения Владимир.— Наберем молодежь потолковей, «закрутим» что-нибудь перспективное.

Глядя на них, я не могла не вспомнить прошедший недавно смотр научно-технического творчества среди молодежи промышленности средств связи. Не могла не вспомнить плотное кольцо посетителей выставки, которые окружили стенд с маленьким прибором (с не очень серьезным названием «Та-ри»).

Что такое зубная боль, знают многие, а вот как избежать ее во время визита к стоматологу?.. «Тари» и стал первым отечественным, полностью автоматизированным прибором для обезболивания. А экспонат под табличкой «Барабанный переключатель» особенно никого не интересовал: обыкновенная, казалось бы, радиотехническая деталь. Используется везде, где требуется переключение программ или диапазонов настройки. Так вот, контакты в барабанных переключателях бывают золотые. Удовольствие, как известно, сверхдорогое, но до сегодняшнего дня конструкторы считали, что ни на одну сотую миллиметра их нельзя уменьшить. А Коноваленко и Будыко удалось снизить этот предел на 1,25 мм!

Прибор «Тари» настолько прост по конструкции, что... заводу производить их невыгодно. Но вот Государственный комитет по изобре

тениям принял решение о патентовании двух разработок в нескольких странах. Значит, простота этих решений — новость!

Конструкторы Владимир Коноваленко и Виктор Будыко — обладатели 24 авторских свидетельств.

Ребята теперь инженеры с большой буквы. А всего семь лет назад...

...Сотрудники отдела мучились, заполняя личные творческие планы. От стола к столу передавался листок — примерный образец, с которого добросовестно переписывались фразы типа «повышать свой профессиональный уровень», «закончить разработку (нужное вставить) досрочно на три дня»... после чего добавлялось что-нибудь индивидуальное: «отработать в колхозе», «повысить спортивный разряд», «закончить учебу в институте» и т. д.

— Пишите и вы,— сказал новеньким начальник отдела.— Вот образец.— И положил перед Коноваленко с Будыко листок бумаги.

Начало они переписали добросовестно, потом прибавили: «Подать заявку на предполагаемое изобретение».

Вызов к руководству последовал незамедлительно.

— Вы уже подали заявку? — поинтересовался зав.

— Нет.

— Значит, что-нибудь придумали?

— Пока нет.

— Тогда зачем пишете? А вдруг не выполните? Тогда из-за вас отдел лишат премий.

И... предусмотрительно исключил пункт об изобретении из творческих планов.

Закрыв дверь начальника, Владимир и Виктор решили: «Грош нам цена как инженерам, если мы ничего не придумаем».

...В течение года они подали 23 заявки. В течение следующего почти все они были отклонены. Неужели разработки бездарны? Как оказалось, мало подать заявку. Нужно ее уметь оформить! Надо еще, соблюдая массу правил, казеннейших оборотов речи, набраться терпения, выдержки, сил, чтобы доказать — это действительно новая разработка. Потом заведомо быть готовым к

тому, что некий эксперт отфутболит заявку назад, и снова упрямо доказывать, что ничего подобного раньше не было. Хотя азы патентной грамотности Коноваленко и Будыко успели освоить еще студентами Запорожского института машиностроения — окончили общественный институт патентоведения,— оказалось, что теория далека от настоящей бюрократической практики.

К тому же не всегда хватало времени на переписку. Ведь, как ни странно, в обязанности инженера не входят занятия изобретательством. Это, так сказать, работа внеплановая, «инициативная». Было и такое препятствие! Первые изобретения не имели отношения к собственному производству. Рождались темы примерно так. Молодые инженеры читали специальную литературу, «цеплялись» к фразам, словам типа «пусть не пугает», «сложно, но будущее все равно за такими конструкциями»...

Однажды в одном из журналов прочитали: «И пусть металлургов не пугает сложная конструкция валка...» Отправная точка для творчества была найдена... В результате они получили первое авторское свидетельство за разработку валка прокатного стана. Снова начали поиск точек для приложения сил. Споткнулись на описании прибора братьев Несмеяновых для обезболивания в стоматологии. Если во время сверления зуба через бор будет по-

Вот так выглядит «Тари» — первый отечественный прибор для обезболивания при лечении зубов.

20