Техника - молодёжи 1987-12, страница 55

Техника - молодёжи 1987-12, страница 55

В уходящем году по количеству писем читателей КЭИ далеко обогнал остальные разделы «ТМ». Нам присылают новые игровые программы и модификации старых, ответы на предлагаемые задания, оригинальные исследования в области нестандартных приемов и так далее. Немало и соображений по дальнейшей работе клуба. Многие задают вопрос: почему не было выпусков КЭИ в апрельском и октябрьском номерах — неужели не хватает материалов? Отвечаем: материалов хватает* а вот места в журнале — не всегда. Но положение может измениться, если начнет

выходить специализированное приложение к «ТМ» по программированию и вычислительной технике (а планы такие есть). На его страницах найдется место и для уроков программирования на различных языках, и для игр, и для информации, и для советов компьютерным самоделыцикам. Ждем ваших предложений и рекомендаций по структуре и содержанию этого издания, каким оно должно быть.

Рекордное число откликов пришло на выпуск КЭИ, посвященный динамическим играм (№ 6). Читатели с завидным единодушием хвалили программу «Лунолет-Д» и с не меньшим единодушием критиковали программу «Автомобиль» — играть с нею не очень-то интересно. Приносим свои извинения: из текста статьи по недосмотру администрации КЭИ исчезло упоминание о том, что предлагается не полноценная игра, а просто идея игры с нестандартным видеоблоком, а все остальное каждый может оборудовать по своему вкусу. Так, кстати, и сделали практически все, критиковавшие программу, поэтому первоначальный замысел можно считать осу

ществленным, а инцидент — исчерпанным.

Явственно обозначившийся в откликах читателей интерес к динамическим программам мы постараемся удовлетворить в следующем выпуске (готовится к публикации игра киевлян Владимира Талалае-ва и Владимира Шило «Бесконечная история», в сценарии которой присутствует смелый воин, сражающийся с силами зла в сказочной стране Фантазии). Но те же отклики наглядно продемонстрировали и повышенный спрос на игры с автомобильной тематикой, которые прежде на страничках КЭИ не появлялись. Именно такие игры разрабатывает, например, московский студент Феликс Андропов. Предлагаем вашему вниманию одну из них.

РАЛЛИ

Программа моделирует равнопеременное движение автомобиля по дуге произвольной длины с произвольным Центральным углом а. Он (см. рисунок) равен углу между векторами, касательными к дуге в ее конечных точках и направленными по движению автомобиля. Если угол равен я, то на указанном отрезке пути автомобиль делает разворот на 180°; если 2я, то замкнутый круг указанной длины. И так далее. Таким образом, можно задать произвольную траекторию движения.

Вместо сравнения возникающей центробежной силы с силой сцепления колес с дорогой программа сравнивает соответствующие ускорения и определяет, следует ли автомобиль по заданной траектории или сошел с нее. Неоднородность дорожного покрытия моделируется псевдослучайным коэффициентом сцепления колес с дорогой.

Поскольку в данной игре не накладывается ограничений на мощность мотора, то сила тяги определяется лишь силой сцепления колес с дорогой. Поэтому предельное ускорение вычисляется как произведение коэффициента сцепления на ускорение свободного падения.

Перед набором основной программы необходимо сформировать видеосигнал 1Г, а также получить ЗГГОГ второго порядка из этажа ОС-оборотней. Для этого надо набрать вспомогательную программу: 00.f 01.1 02.ВП 03.5 04.0 05.Fx2 06.Fx2 07. Fx2 08.X09.ПА Ю.Сх 11. С/П, выйти из режима ПРГ и набрать 1 ВП 20 В/О С/П. По окончании счета скомандовать КИПА ИПА ИПС FABT точка FABT ВП /—/59КНОПВП 1 КНОПП1 КИП! ИП1 П8. Теперь сигнал 1Г находит

ся в регистре 8. Чтобы получить указанный ЗГГОГ, следует изменить в программе команду ПА по адресу 09 на П4, выйти из режима ПРГ и отдать команду 1 ВП 42 В/О С/П. Затем нажать В/О РПРГ и набрать основную программу. Вот она:

00. Уо

17. ПП

34. 36

51.7

68. Fx2

85. с/п

01.ИП6

18.95

35. Сх

52.-г

69. ИПА

86. П 2

02. ИПС

19.-

36. ПС

53.П7

70. x

87. FO

03.ИП5

20.Кх>,о8 37. Fx2

54. ПП

71.2

88. ПД

04.x _

21.FBx

38. ИПД

55.96

72. -г

89.ИПЗ

05. с/п

22. ПА

39.-г

56.-

75.-

90.0

06. ПА

23.+

40.ИП2

57. П 9

74.Fx>.°

91. FO

07.Fx<o

24. Fo

41.x

58.Fxeo

75.00

92.+

08.17

25. ИП1

42. ПП

59. 64

76.ИПБ

93. ПЗ

09. ПП

26. +

43.95

60.КИП4 77. +

94.КБП8

10.95

27. Ш

44. П7

61.ИП4

78. П 6

95. ИП7

11. +

28. Fo

45.КИП7 62. ИПС

79. ИПД

96. ИП0

12.Кх<о8

29. ИПА

46. FO

63. Vo

80.-

97.x

15.Ffex

30. x

47. ИП7

64. Fo

81. Fx» о

98. Vo

14./-/

31. ИПС

48.-

65. ИПС

82.00

15. ПА

32.+

49.4

66. х

83. П6

16.КЫ18 33.Fx<o

50.+

67. S

84.ИП8

В адресуемых регистрах во время игры находятся следующие величины: 0 — ускорение свободного падения 9,81 (изменив эту величи