Техника - молодёжи 1988-01, страница 29

Техника - молодёжи 1988-01, страница 29
Операционная в поднебесье

Алексей ЧЕСНОКОВ,

наш спец. корр.

Хорошо было пациентам Айболита! Старый доктор добирался к ним по первому вызову, пользуясь услугами зверей. В реальной, а не сказочной ситуации дело обстоит сложнее. Увы, пока не каждая больница и поликлиника, особенно на периферии, оснащена у нас необходимым оборудованием. А уж на прием и консультацию к ведущим спе

циалистам зачастую приходится ехать за тридевять земель.

Можно ли избавиться от «периферий ности» медицины? Сделать последние достижения науки, возвращающей здоровье, доступными всем без исключения, независимо от места жительства. Над такой нелегкой задачей бьются врачи во всем мире. Кое-что уже сделано, и сегодня мы хотим познакомить читателей с одним из примеров того, как медицина становится поистине вездесущей.

«Орбмс» — международной глазная клиника на борту самолета ДС-в. Снимки сделаны в а августе прошлого годе.

ОРБИТЫ «ОРБИСА»

Вспоминается лето 1987 года. Шереметьево... Среди массивных «боингов» и Илов фюзеляж небольшого ДС-8 почти теряется. Но его эмблему — красный крест и ладони, бережно несущие человеческий глаз,— видно издалека. Крупные буквы — «Орбис», это название необычного авиалайнера, впервые приземлившегося на нашей земле.

Застыв на краю бетонного поля, крылатая клиника продолжает свою беспокойную жизнь. Монотонно

гудят насосы, под плоскостями снуют люди в комбинезонах — тянут шланги, провода, передвигают и расставляют оборудование, приборы в грузовых отсеках. «Орбис» прилетел в нашу страну по приглашению Минздрава СССР и межотраслевого научно-технического комплекса (МНТК) «Микрохирургия глаза», возглавляемого членом-корреспондентом АМН СССР профессором С. Н. Федоровым.

Что же такое «Орбис»? Независимая международная организация, основанная в 1982 году для борьбы со слепотой. Имеет поддержку 40 государств, ООН. Штаб-квартира в Нью-Йорке, поэтому экипаж в основном американский. Основную часть ежегодного бюджета в 5 млн. долларов составляют пожертвования корпораций и частных лиц. Главная задача — распространение по свету передового опыта, показательные операции в разных странах, учеба и консультация врачей, знакомящихся с новыми лечебными методиками.

Именно этой гуманной миссии служит видавший виды старенький ДС-8 «Дуглас». Отлетав полтора десятилетия на внутриамериканских линиях, авиаветеран как бы облачился в белый халат — был переоборудован в глазную клинику и теперь верно служит медицине. За 5 лет работы «Орбис» побывал в 70 городах 45 стран и, возвратив зрение не одной тысяче больных едва ли не на

всех континентах, вполне оправдал свое латинское имя — орбита.

...А вот и хозяева — как на подбор, рослые, загорелые, разумеется, улыбающиеся. Доктор Оливер Фут, исполнительный директор программы «Орбис», приглашает подняться по трапу. Внутри тесновато — шумно, многолюдно. Сегодня оперировать на борту не собираются, и лайнер отдан на растерзание журналистам.

Удивительно, как удалось впихнуть столько аппаратуры в ограниченное пространство салона?! Доктор Диана Кристин, молодая женщина в синем форменном кителе «Орбис», с веселыми веснушками во все лицо, встречает нас в узком «предбаннике*. Здесь размещается диагностический, а чуть дальше — лазерный кабинет самолета.

— У нас на борту два типа лазеров. Аргоновый — для «заваривания» сосудов и сетчатки, другой — своего рода лазерный скальпель,— поясняет она.— Есть пахиметр — ультразвуковой прибор для измерения толщины роговицы. Это и другое диагностическое оборудование позволяет в считанные минуты досконально обследовать зрение пациентов, попадающих на борт «Орбиса».

Тут и там стоят видеомониторы. Как раз сейчас на одном из них крутят пленку с записью операции. Вжишшют искусственный хрусталик из силикона. Хорошо видно, как острейший алмазный скальпель рассекает роговицу. Мутный хрусталик — это и есть катаракта — ловко удаляется, и вместо него через миллиметровый разрез за считанйые секунды вставляется крохотная линзочка. Как говорится, не успеваешь испугаться. Изображение на мониторе вдруг гаснет и снова зажигается. Но картинка уже другая — словно в зеркале, видишь собственное изображение. Ага, значит, на самолете действует и собственная телестудия. Так и есть, замечаем телекамеры, развешанные по всему самолету. Всего их 9, на центральный пульт транслируется все происходящее в отсеках «Дугласа». Для чего?

В следующем салоне несколько рядов кресел. Это классная комната на 18 человек. Врачи-стажеры могут задать в микрофон любые вопросы работающему в соседнем отсеке хирургу экстра-класса. Тот ответит по громкоговорящей связи, а огромный

26