Техника - молодёжи 1988-01, страница 47

Техника - молодёжи 1988-01, страница 47

лауреат Государственной премии 1986 года, пришел в лабораторию как рядовой сотрудник, сейчас он член-корреспондент АН СССР, председатель НТС лаборатории, заведующий кафедрой на химфаке МГУ. Сложилась бы его научная судьба таким образом, не попади он к Белозерскому? Иосиф Григорьевич Атабеков начинал тоже с рядового сотрудника, сегодня он — академик ВАСХНИЛ...

Можно привести еще немало фамилий, но, повторяем, суть не в этом. Почему же опробированный опыт организации научного труда не распространяется? Мне кажется, причины здесь те же, с которыми сегодня приходится сталкиваться практически в любой области нашей жизни — не стоит их и перечислять. Одно тревожно: даже те перемены, которые пытаются проводить для улучшения деятельности научных учреждений, не всегда идут на пользу данной форме организации труда. Например: когда прозвучал призыв к сокращению штатов, его механически спустили и в корпус «А». Направленный против бездельников,

он здесь вносит только напряженность в коллективе, где и безо всяких директив идет постоянный контроль, где каждые две-три новых ставки могут означать только одно — новое направление поиска.

К тому же почти 20 лет здесь действовал принцип «2 + 3», согласованный с ректоратом и парткомом МГУ. Это когда лучшие студенты могут остаться в лаборатории на стажировку (два года), а лучшие стажеры — в аспирантуре (три года). А уже в штат попадают лучшие из лучших. Жесткая мера, даже, жестокая — трудно ведь расставаться с человеком, которого пять лет учили, с которым сжились. Но здесь бытует формула: «Нельзя заниматься жалостью за казенный счет».

— Но не может же быть такого, чтобы у вас не осталось резервов для развития? — спросил я у Владимира Петровича.

— Безусловно, мы не стоим на месте, новые веяния, связанные с перестройкой, нам здорово помогают. Мы не только увеличили число сотрудников, входящих в НТС, но и дали ему новые права. Теперь

на очереди выборность всего руководящего звена. Решили начать с заведующего, то есть с меня...

♦ . * j

Перечитал написанное. Мне сначала показалось, что очерк не полу- j чился, разговор как будто ушел в сторону от личности Скулачева. А потом подумал — почему же? Ведь они неразделимы — лаборатория и мой герой. У которого безо всяких преувеличений смысл жизни в работе.

Сколько раз опыт убеждал нас — ; не верь краснобаям, суди о человеке по его делам. Крупная личность редко говорит о себе, куда чаще — о других. Так получилось и при беседе с Владимиром Петровичем. Ску-лачев стал преемником Белозерского и не только по должности, но и j по духу. Если объединить мнения j сотрудников лаборатории о своем заведующем, получится короткая, но емкая фраза: «Шеф, конечно, не соткан из одних достоинств, но по большому счету — человек исключительно порядочный, демократичный и профессионал высочайшего класса».

ниэация. На порез в камере накладывается латка из сырой резины в виде звездочки, смазанная клеем. Этот клей — предмет особой гордости фирмы и в то же время ее секрет. Заплатку надо лишь чуть прикатать эаликом, а можно и рукой, и обе резиновые поверхности словно по волшебству срастаются. Никакого перехода рука не чувствует, а давление отремонтированный образец держит изрядное — в несколько атмосфер. Этот момент и изображен на снимке.

С таким же успехом «Тип-топ» восстанавливает и покрышки, которые у нас очень часто выбрасываются. А ведь по мнению западногерманских специалистов, можно спасти до 60—70% серьезно поврежденных автомобильных скатов.

Под силу фирме и многое другое — бесшовное сращивание резиновых конвейерных лент, так называемое гуммирование барабанов, роликов и шнеков, производство всевозможных прокладок, футеровок и соединений из резины. Любопытно, что «Тип-топ», оказывается,

уже четверть века сотрудничает с нашей страной. Остается только гадать, где именно применяются столь эффективные технологии и когда подобные отечественные появятся в наших шиноремонтных мастерских.

• ® •

Слово «парфюмерия» происходит от латинского «пер фюмум» (через дым). Но как далеко от курения ладана и фимиама шагнуло искусство составления запахов. Говорят, иные духи включают в себя до ста тончайших ароматов! От некоторых экспонатов выставки «Химия-87» голова шла кругом в прямом смысле слова. Чего стоят лишь одни названия фирм:

«Нина Ричи», «Кристиан Диор», «Л'Ореаль». «Запах настоящих духое должен поражать сердце влюбленного на расстоянии объятий». Столь ценная информация почерпнута из рекламного проспекта одной из французских фирм. Кроме того, стало доподлинно известно, что в дни работы выставки в Москве начата продажа нового изделия парижских парфюмеров — духов «Пуазон». Их поставила в нашу страну фирма «Кристиан Диор».

# • »

О рекламе уже говорилось. «Химия-87» лишний раз доказала, что без этого общепринятого двигателя торговли в коммерции, да и з по-

■ЕгзРж

вседнзэной жизни, не обойтись. На какие только ухищрения не идут фирмы, чтобы привлечь внимание к своей продукции. Американский химический концерн «Дюпон» устроил в своем павильоне на Красной Пресне настоящее шоу. Профессиональные танцовщики с утра до вечера демонстрировали свое искусство, а заодно и рекламировали новые синтетические ткани и материалы, из которых были сшиты их костюмы. Или вот огромный рекламный щит фирмы «Монсанто», он призывает присмотреться к ее продукции. Мимо никто не проходит равнодушно. И пусть аы все равно ничего не можете купить на выставке, хорошее настроение тоже чего-нибудь да стоит. Да и присмотреться к чужому опыту всегда полезно.

43