Техника - молодёжи 1988-01, страница 58

Техника - молодёжи 1988-01, страница 58

взвешивают туристов и за небольшую плату вручают экзотический аттестат о непричастности к колдовству. Сохранившийся комплект чугунных гирь вполне натурален. Жалоб на неправильные результаты от туристов не поступает. Но пусть даже в распоряжении инквизиторов был второй комплект гирь, жульнических, допустим, из свинца или золота — парадоксального малого веса «большой толстой женщины» и ее мужа это не объясняет. А как может связанный человек плавать на поверхности воды, словно пробка? Медики знают, что при истерии в желудке и кишечнике нередко скапливается значительное количество газов. Умело подобрав предваряющую испытание диету, можно было вызвать искусственный метеоризм, что привело бы к непогружению испытуемого. Но для получения удельного веса 0,5 (плотность сухого дерева) для человека весом в 70 кг потребно около семи ведер газа, что многократно превышает объем кишечника!

Упоминания об изменениях веса — иногда очень значительных — встречаются не только в описаниях средневековых процессов. Начнем их обзор с явлений малозначительных, иногда спорных, которые наука даже не опровергает, относя их к надуманным и не имеющим места. Тем не менее приведем то, что относится к поставленному вопросу. Допуская вероятность существования некоего феномена, изложим материал в последовательности нарастания его проявлений: от предположительно зародышевых форм к развитым и явственным.

Начнем с глобально распространенного странного представления о посмертном увеличении веса тел животных и человека, нашедшего отражение даже на страницах журнала «Человек и закон». Не цитируя за недостатком места сообщения такого рода, отметим единодушное описание посмертного утяжеления тела как четко индицируемого объективного параметра. Интересно, что санитары медсанбатов, во время Великой Отечественной войны занимавшиеся переноской раненых на носилках, утверждают, что нагрузка на руки в момент летального исхода ощутимо возрастала. Заметим, что наука не признает и не отрицает официально реальность этого представления. Порой в печати проскальзывали отдельные попытки объяснения:

расслабление мышечной системы в момент смерти, фиксируемое несущим как мнимое утяжеление.

А вот что пишет наш выдающийся спортсмен Игорь Тер-Ованесян по поводу рекордного прыжка Боба Бимона:

«...Наблюдая выдающихся танцовщиков, я не раз восхищался их удивительной способности как бы зависать в воздухе на какое-то мгновение во время прыжка. Это зависание, которое называется у них «баллон», с трудом поддается тренировке и в большинстве своем является врожденной способностью.

У Бимона в середине полета, даже больше во второй его половине, в тот момент, когда другие прыгуны камнем падают вниз, произошло это чудо — «баллон»,— и он завис над прыжковой ямой, словно на невидимом парашюте».

Еще один пример из мира спорта (газета «Московский комсомолец»): «За команду хозяев выступил один из популярнейших в Америке игроков защитник С. Манкиф, обладающий феноменальной прыгучестью, отличным броском издали и поразительным умением держаться, «парить» в воздухе».

Может, это лишь образные сравнения? Тогда обратимся к свиде

тельствам врачей. Например, известного психиатра П. И. Ковалевского:

«ПАДЕНИЕ ВЕСА ТЕЛА. Я первый указал на то, что приступы эпилепсии сопровождаются последовательною потерею веса тела эпилептика, причем эти потери бывают как при соматической, так и при психической эпилепсии... Эта весовая потеря может обуславливаться разнообразными причинами, способствующими распадению тканей организма и выведению их мочею, потом, дыханием и проч... Исследования веса эпилептиков показали, что в некоторых случаях падение достигает 700 г, а после приступа психической эпилепсии 13 кг >.

А вот что писал когда-то французский психиатр Пауль Рише:

«Елизавета Дельвинь, 25 лет, получила 6 мая 1709 года приступ необыкновенной и удивительной болезни, которую приняли за каталепсию... Все части ее тела боли не чувствовали... Но что более всего удивляло и поражало, это необыкновенная легкость всех членов ее тела; приподнятая рука казалась легкою, как перышко, и сохраняла сообщенное ей положение. Если приподнимали другую руку, она также оставалась приподнятою.

Александр МАЛИНОВСКИЙ,

профессор, доктор биологических наук

НЕСМОТРЯ НА ВИДИМУЮ НЕВЕРОЯТНОСТЬ

Статья Ю. Росциуса посвящена интересному вопросу о возможности (или невозможности) левитации человека — иными словами, уменьшения его веса под влиянием неизвестных факторов. Причем уменьшения значительного, приводящего к непогружению в воду, а в других случаях даже к временному отрыву от земли и подъему на сантиметры, а то и метры. Несмотря на видимую невероятность таких фактов, в древних и даже литературных источниках вплоть до XIX— XX веков, принадлежащих иногда перу серьезных ученых, имеются отнюдь не единичные указания на подобные происшествия.

Что можно сказать по этому поводу?

Вспомним слова Александра Флеминга: «Никогда не пренебрегайте ни тем, что кажется внешне странным, ни каким-либо необычным явлением: за

частую то ложная тревога, но это может послужить ключом к важной истине». Действительно, история науки знает очень много ошибок, основанных на пренебрежении этим важнейшим принципом (запрещение Парижской академии наук рассматривать якобы нелепые сообщения о камнях, падающих с неба; презрительное отношение к «знахарским», «невежественным» методам лечения, например, плесенью, и многое другое). Таким образом, постановка вопроса в статье, на мой взгляд, вполне правомерна. Признание рассматриваемых фактов кажется нам странным, но раз о них имеются многочисленные сведения — не следует избегать их публикации и попыток оценить их достоверность.

Какие могут быть здесь параллели с хорошо известными современной науке явлениями, в свое время не полу-

54