Техника - молодёжи 1988-01, страница 59Приподнимали ли больную совсем или наполовину, она оставалась в таком положении. Наконец ее замечательно легко было поднять...» Следующее свидетельство принадлежит немецкому доктору Ю. Кернеру, с ноября 1826 года по 2 мая 1829 года (день смерти пациентки) наблюдавшего удивительную больную — Фредерику Гоффе: «Когда ее в этом состоянии (в состоянии сомнамбулизма.— Ю. Р.) сажали в ванну, получались необыкновенные явления. Ее ноги, руки, грудь и нижняя часть тела невольно всплывали на поверхности воды, в силу странной эластичности. Лица, ухаживающие за ней, употребляли все усилия, чтобы держать ее тело под водою, но не могли этого достигнуть. Эта особенность напоминает нам опыты, производимые над колдуньями. Без сомнения, большею частью это были люди, находившиеся в магнетическом состоянии, и могли, таким образом, плавать на воде вопреки законам физики. Андрей Молерс указывает на одну женщину, жившую в 1620 году, которая, находясь в магнетическом состоянии, внезапно поднялась на воздух со своей постели, в присутствии многих свидетелей, и летала на высо те нескольких метров. Горст говорит об одном человеке, который в присутствии многих свидетелей, достойных доверия, поднялся на воздух и летал над головами присутствовавших лиц, они бегали за ним из боязни, чтобы он не упал и не расшибся». В предисловии к английскому варианту его книги сказано, что сама Гоффе «и другие лица бывали подняты на воздух без всякого вмешательства человеческой помощи. Несколько раз ее тело держалось над водою, никакие человеческие усилия не могли погрузить его в воду». Приведенные свидетельства настолько противоречат повседневному опыту и здравому смыслу, что подобного рода явления нередко относят к категории мистики. Но мистика—это концепция, интерпретация, а не само явление. Если что-то наблюдается и фиксируется, то оно уже по своей природе материально. Однако по поводу феномена левитации (а именно так называет Британская энциклопедия «сверхъестественную способность становиться легким по желанию»; ни в одном из доступных отечественных справочных пособий этого термина отыскать не удалось) нет единого мнения, его трактуют то как субъективное, то как объективное явление. И не только медики, но и антропологи, этнографы, ученые других специальностей. Приведем, например, слова Э. Тейлора («Первобытная культура». М., 1939): «Буддийские летописи рассказывают о чудесном поднятии на воздух самого Гаутамы, точно так же, как и других святых, например, его предка Мага Самматы, который мог таким образом сидеть Сожжение аедьмы. Средневековый рисунок. Испытание водой. Средневековой рисунок. на воздухе без всякой видимой поддержки. Считается даже воз можным подниматься и двигаться в воздухе и без обладания «совершенством». Для этого требуется только состояние восторженного экстаза. Замечательное упоминание об этом действии, выполнявшемся будто бы индийскими брахманами, дает нам относящаяся к третьему столетию биография Аполлония Тианского. Об этих брахманах говорится, что они поднимались на воздух почти на два локтя от земли (около 90 см.^ Ю. Р.), и притом не ради чуда (подобным честолюбием они пренебрегают) , а потому, что такое положение более удобно для обрядов поклонения солнцу... Однако в новейших рассказах р бесноватых поднятие на воздух описывается так, как будто оно происходит не субъективно, а объективно. В 1657 году некая Джэн Брунс заколдовала Ричарда Джонса, резвого двенадцатилетнего мальчика. Его видели, как он поднимался в воздух и проходил над садовой стеной в 30 ярдов высоты (около 27 м.— Ю. Р.)... Серрейского бесноватого Ричарда (1689) поднимало в воздух и опускало вниз. Когда начинались припадки, его внезапно как будто срывало со стула, словно он собирался лететь, но те, кто держал его, висели на его руках и ногах и крепко хватались за него. Один рассказ о случае бесноватости в Морсине, в Савойе, говорит, что в 1864 году невидимая сила держала больного в продолжение нескольких секунд или минут ЧИ9ШИМИ объяснения? Кроме уже перечисленных, можно указать, например, на длительную дискуссию о шаровых молниях, которые были да^но известны, но не воспроизводились и не имели признанного теоретического толкования. Еще один вопрос — как подойти к экспериментальному изучению левитации? С целью хотя бы подтвердить ее или опровергнуть? Предложить метод заранее трудно. Однако, поскольку утверждается, что такие саойства проявляются у отдельных, редко встречающихся индивидуумов, целесообразны, по-видимому, широкие массовые обследования людей. Не следует, разумеется, особенно опираться на данные инквизиции: слишком уж они многочисленны, по сравнению с позднейшими более или менее научными сообщениями. Здесь, конечно, не обошлось без фальсификации. А то, что не было протестов со стороны очевидцев,— вполне понятно. Ведь сходное происходило в наше время — при проверке данных великого фальсификатора Т. Д. Лысенко. Я, как генетик, сам был свидетелем такого массового молчания, когда протестовали лишь очень немногие мужественные ученые. И это надо учитывать прежде всего. 55 |