Техника - молодёжи 1988-01, страница 62

Техника - молодёжи 1988-01, страница 62

Как известно знаменитое соотношение Е — тс2 показывает, что масса покоя непостоянна. При подводе к телу энергии, например, за счет подогрева, масса должна увеличиться, но на ничтожно малую величину, которую нельзя измерить с помощью даже самой совершенной технической аппаратуры. Однако эта формула Эйнштейна является следствием симметрии четырехмерного пространственно-временного континуума, назовем ее симметрией детерминизма. В основу же новой концепции положена гипотеза о существовании еще двух фундаментальных типов симметрии:

— идеальной симметрии случайности (хаоса), являющейся аксиоматикой классической термодинамики и квантовой механики;

— наиболее общей (детерминизм и хаос — это ее частные случаи) симметрии неравновесных процессов, являющейся аксиоматикой биологии.

Количественным выражением симметрии неравновесных процессов является ряд энтропийных законов сохранения. Главный из них М закон сохранения термодинамической (определяющей дополнительную силу материального тела) и структурной (определяющей дополнительную напряженность, или дефектность, его структуры) энтропий. Оказывается, они связаны коэффициентом пропорциональности S = 109 — безразмерной константой, характеризующей меру энтропии Вселенной (кстати, именно столько фотонов — квантов электромагнитного поля — приходится во вселенских масштабах на один протон). В предельных случаях идеального детерминизма (обе энтропии равны нулю) или хаоса (обе принимают максимально возможное значение) энтропийный закон сохранения вырождается в обычную формулу Эйнштейна. В промежуточном же варианте ее

S лЕ

аналог имеет вид: Ат= , ,

с

где приращение энергии дЕ равно произведению изменения термодинамической энтропии на температуру тела. Таким образом, при неравновесных процессах вариации массы покоя в миллиард раз больше, чем можно было предполагать. Оценки дают относительное изменение порядка IО- 5 — IО э, а такие величины вполне доступны современным измерительным средствам. Действительно, кто же поверит в

наш просвещенный век в умозрительные гипотезы без их экспериментальной проверки?

Накануне открытия? Летом 1987 года мы (Мирошников М. Р., Лупичев Н. Л. и Мирошников Р. М.) подали заявку на предполагаемое открытие под названием «Гравита-ционно-динамическое свойство вещества и живых организмов» со следующей формулой: «Экспериментально обнаружено неизвестное ранее свойство вещества и живых организмов, заключающееся в том, что в процессе изменения температуры, интенсивности электронной эмиссии вещества в твердом, жидком состоянии, а также живых организмов, включая процесс гибели, их вес изменяется в относительном представлении на величину,равную в среднем 10~5-f-10~%.

Измерялись, в частности, вес дистиллированной воды в диапазоне 20-н100°С и вес белых мышей в процессе их жизни и гибели (36,7-^20°С). Порции воды весом 0,5 г запаивались в ампулы, а белые мыши весом 10 г по одной помещались в колбы с притертыми крышками. Первоначальное давление в этих замкнутых объемах составляло 760 мм рт. ст. Вес ампулы с водой определялся на дериватографе системы «Сетарам-ТАЛ24Б», который оснащен устройством автоматической записи во времени веса и температуры объекта. Для устранения побочных эффектов эти измерения осуществлялись в вакуумной камере (вакуум динами-чёский с давлением не выше 10"4 мм рт. ст.), их точность составляла в относительном представлении величину 10 '. Взвешивание мышей, помещенных в герметические колбы, производилось на аналитических весах, точность которых Ю-5. Вес фиксировался на протяжении всего периода времени до момента выработки кислорода в замкнутом объеме.

Эксперименты продемонстрировали неизвестное ранее свойство вещества и живых организмов в условиях неравновесного процесса изменять свой вес на величину 10"5-Н0"4. Получил подтверждение и сформулированный выше энтропийный закон сохранения. Выявлены другие любопытные положения и факты. Например, изменение веса материального тела в определенной степени зависит от скорости его нагревания или охлаждения; живой организм в стрес

совом состоянии весит меньше, а после своей гибели больше, чем в нормальном состоянии. Выяснилось, что с помощью подобных измерений можно количественно определить энтропию организмов, уточнить константу, характеризующую меру энтропии Вселенной, глубже понять фундаментальную идею золотой пропорции.

Что дальше? Итак, в материальных системах неорганической и органической природы существуют дополнительная, не предусмотренная законом сохранения массы и энергии, энтропийная сила и эквивалентная ей по величине напряженность (дефектность) этих систем. Под влиянием происходящих в космосе неравновесных процессов они непрерывно изменяются в любой материальной системе: Вселенная, подобно человеческому сердцу, постоянно пульсирует. Проявления данного свойства в кристаллах и жидкостях незначительны, но при переходе вещества в газообразное и тем более плазменное состояние (с температурой более 10вК) энтропийная сила чудовищно возрастает. Я, как инженер, считаю, что именно эти дополнительная сила и напряженность во многом определяют внутренние свойства вещества и особенно живых организмов. Их изучение позволит уже в ближайшее время глубже проникнуть в сущность таких явлений, как сверхпроводимость, сверхтекучесть, аллотропия, коррозия твердых кристаллов, создать физическую теорию вещества в жидком состоянии. Еще большие перспективы открываются в биологии, так как впервые намечен путь выхода на ряд количественных энтропийных законов сохранения, действие которых распространяется на живые организмы, включая человека — его психофизиологию и сознание.

Конечно же, перечисленные проблемы чрезвычайно сложны, но вполне реальны и разрешимы. Именно поэтому в данном направлении, начиная с 60-х годов, работал и работает ряд отечественных и зарубежных ученых. Беспокойный феномен массы покоя продолжает жить, хотя и очень тревожит консервативных философов и физиков, которые упорно держатся за идеи XIX и начала XX века.

Мне лично этот феномен дал вторую молодость и, надеюсь, даст третью.

58