Техника - молодёжи 1988-02, страница 22

Техника - молодёжи 1988-02, страница 22

Трудная судьба твердых капель

Татьяиа ТОРЛИНА,

журналист

Химия стала ближайшим союзником медицины. Примеров тому не счесть. Это и биологически совместимые полимерные материалы, из которых создают искусственные сосуды, суставы, кости и даже целые органы — почки, легкие, сердце. Это контактные линзы, биологические клеи, капсулы, таблетки или «волшебные пули», как назвал лекарства один из зачинателей химиотерапии немецкий врач Пауль Эр-лих. А вот и еще одна любопытная область химической фармакологии — лекарственные пленки.

Пузырьки с жидким снадобьем и пипетка. Привычны, но неудобны. Капли портятся, пипетки пачкаются, теряются, ломаются. А для космонавтов этот способ лечения и вовсе неприемлем — в невесомости жидкость попросту «не хочет» капать.

О космонавтах, несмотря на экзотическую избранность этой профессии, мы заговорили не случайно. Именно этот вопрос и привел специалистов, призванных оберегать здоровье космонавтов на орбите, во Всесоюзный научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники (ВНИИМТ) к химикам-полимерщикам А. Давыдову и Г. Хромову. Была поставлена задача — создать новую универсальную лекарственную форму для глазных препаратов.

А примерно а то же время в другом институте — в Московском НИИ глазных болезней имени Гельмгольца — произошла некая счастливая случайность. Она-то, как часто бывает, и подсказала исследователям направление поиска. Лаборантка отдела вирусных и аллергических заболеваний, работая с новым антибактериальным препаратом длительного (пролонгированного) действия, пролила его на стол. Забыла вытереть и ушла домой. Утром перед глазами сотрудников отдела и его руководителя профессора Ю. Майчука предстала аккуратная тонкая пленочка. И тут их осенило: ведь она целебна, эта пленочка, поскольку содержит антибиотик. И поскольку в ее основе поливиниловый спирт, она должна дейст-

Так выглядят «твердые капли» — глаз ные лекарственные пленки. Через минуту одна из них будет вставлена под веко пациенту.

вовать дольше обычных лекарств, быть «долгоиграющей». Это свойство поливинилового спирта — втрое, вчетверо продлевать срок действия целебных препаратов — профессор Ю. Майчук с коллегами обнаружили еще несколькими годами раньше.

А что, если использовать застывший раствор в качестве «твердых капель»? От пленки отрезали узенькую полоску и заложили ее за веко кролику. Через некоторое время измерили, как препарат распределился по глазу и сколько его оказалось в той или иной ткани. Результат превзошел ожидания. Эффект был тот же, что и после самой мощной лечебной процедуры — инъекции под конъюнктиву, слизистую. оболочку глаза. При этом зверек не ощущал ни боли, ни сильного раздражения. Правда, до конца пленка не растворялась. Когда она отдала тканям весь антибиотик и превратилась в малоприятный инородный балласт, ее пришлось извлечь из глаза. Эта досадная на первый азгляд мелочь создавала неудобства пользования столь удачной лекарственной формой. Тогда-то и пришлось обратиться к химикам.

Вскоре на основе тройного сополимера полиакриламида во ВНИИМТе была сочинена новая лекарственная композиция. Слезы растворяли ее за каких-то 10—15 минут. Уже через несколько мгновений неприятные ощущения прек

ращались, а лечебный эффект был необычайно высок.

В чем же причина столь удачно найденного сочетания химической основы с лекарством? В том, что полимер, понемногу отдавая лекарство, надолго задерживался в складках конъюнктивы в виде слизистой массы. Контакт глазных тканей с препаратом значительно удлинялся. Пленка оказывала целебное действие не полчаса, как обычные глазные капли, и не полтора, как мази, а сутки и даже двое. Отпадала необходимость помногу раз в день капать в глаза, а потом, как нередко бывало, расплачиваться за интенсивное лечение аллергией. Одного сантиметрового лоскутка пленки, помещенного за веко, хватало минимум на сутки. Храниться новый препарат может не неделю-две, как глазные капли в аптечном пузырьке, а 2 года, к тому же не в холодильнике, а при комнатной температуре. Наконец еще один немаловажный момент. Пациент сам без труда закладывает пленку за веко — ни врач, ни медсестра не нужны.

На основе сополимера химики создали около двух десятков лекарственных композиций. Разноцветные кругляшки содержали антибиотики, обезболивающие вещества, сульфаниламиды, противовирусные препараты, витамины, противоглау-комные средства, гормоны, сосудистые препараты, причем часть в сочетаниях — по два, три и даже четыре лекарства одновременно.

Новинка поступила в ведущие клиники двух десятков городов страны — в Москву, Ленинград, Куйбышев, Одессу... У шести тысяч пациентов, что воспользовались «твердыми каплями», болезнь прошла вдвое-втрое быстрее, чем при лечении обычными средствами. А случаи осложнений сократились во много раз. И неудивительно — ведь скорость, с которой тройной сополимер растворяется в слезе, как бы запрограммирована заранее. Удается точно дозировать поступление лекарства в глаз.

Химики, фармацевты и офтальмологи не могли не обратить внимание и на экономичность лечебных пленок. Обычно только пятая, даже десятая часть препарата, введенного в глаз, попадает по адресу. Осталь

20