Техника - молодёжи 1988-02, страница 59

Техника - молодёжи 1988-02, страница 59

dim

А теперь вариант, рожденный в Клубе:

оокипе

т.ига

02.ИП6

03 Fbia

04 00х 05. 7 06 Ft 07. * 0ВКПП7

09. П5

10.-11. П1 12 Fx»o 15.86

14.ИП8

15. ИП5 16.5

17.-г--18. П5 19 ИП6 20.Fcos 21.1 22.+ 25.x

24. -

25.КПП7

26. БП 27.41 28. Сх 29 ИПЕ> 50. ИПА М.+ 52 ПЬ 55. Сх

34. ПА

35.ИП1

36. FB* 57. ИП6

59. БП 40.10

41 Рх>, и 42.3ВП 45 ПВ 44ИПС

45. t

46. ИПД

47. -г-

48. П2 49КПП9 50. ПС

51. ИПА 52 ИП2 55. FVx 54 КПП9

55. ПД

56. 5

57. ПО 5В. НПО 59 /-/

60. П8

61.КИП8

62.ИП0 65 с/п

64. П1

65. ИПА

66. ИП2

67.-

68-Fx<o

69. 72 70 Сх

71. П2

72. ПА 73 КИП8

74. ИП2

75.+

76. КП8

77. F<o

78. 58

79. ИПД

80. ИПС

81. + 82.+ 85. ИП1

85Кх*оО 86.ИП9 87 ИП5 88* 89 -90.Fx»o 91.42 92. П8

95. КИП8

94 FO

95 FO

96.ИП8 97 в/о

Распределение регистров: РО, Р2 и Р8 — оперативные; PI —численность войск ПМК (10 000 П!); РЗ—потери с той и другой стороны, определяются ПМК; Р4 и Р5 — не используются; Р6 — время (Сх П6); Р7 — адрес начала подпрограммы (92 П7); Р9 — ЗГГОГ, индикация победы над ПМК, одновременно служит для переходов на два адреса, поэтому применять другие видеосообщения нельзя (1 ВП 70 Fx2 Fx2 87ХП9); PA— резерв игрока, РВ — численность центрального полка, PC и РД — левого и правого полков. Мы использовали такие величины: 1000 ПА 3700 ПВ 1800 ПС ПД — ив некоторых случаях выигрывали.

Битва начинается с В/О С/П, переключатель Р — Г должен стоять в положении Г. После останова на индикаторе цифра 3 — третий (правый) полк, в регистре У — его численность на данный момент (в нашем варианте фланговые полки вступают в бой сразу после начала боевых действий). Набираем величину пополнения илн Сх, если полк обойдется своими сила

ми, и С/П. Точно так же появляются доклады о втором (левом) и первом (центральном) полках. Перед отдачей очередного приказа (пополнение С/П нли Сх С/П) можно посмотреть, как обстоят дела у противника (ИП1) и какова численность резерва (ИПА). Приказ о вводе пополнения с превышением имеющейся численности резерва, хотя и принимается (с полководцем не спорят), но не выполняется (действительно, откуда взять вон-нов?). После получения последнего приказа относительно центрального полка начинается очередной час битвы, в конце которого все повторяется.

Чтобы отдать приказ остаткам резерва кинуться в самостоятельный рейд по тылам противника, иужНо вызвать ЗГГОГ (ИП9 С/П). Следует иметь в виду, что самостоятельный удар резервного полка вызывает р рядах противника тем большую панику, чем позже он нанесен. Однако уже через час (то есть на следующем шаге) противник предпримет контрмеры.

Если любой нз трех основных полков потеряет полиостью свой состав, то игра для вас окончена — рыцари устремляются в брешь и предъявляют свой ультиматум (ЕГГОГ). В регистрах А, В, С н Д можно посмотреть, сколько ваших воинов попало в плен. При появлении ЗГГОГа, наоборот, «свинья» разбита, а остатки войск из регистра 1 сдались на вашу милость.

Хотя в обеих программах использовались похожие алгоритмы, но устроены они по-разному, причем второй вариант требует дополнительных пояснений. Операция 00.КИП6 — счетчик времени; если битва затягивается до 9 часов, то ПМК самостоятельно отдаст резерву приказ идти в атаку — вызовет ЗГГОГа из регистра 9. Это следует иметь в виду при руководстве большими армиями, а в нашем примере развязка наступает через 5—6 часов. Участок 01—09 определяет коэффициент потерь иа данный час битвы — с течением времени ее

накал растет. Желающим уменьшить илн увеличить коэффициент потерь рекомендуем изменить число, вписанное в программу по адресу 05 Участок 10— 13 определяет остаток войск ПМК, а 14—27 — центрального полка игрока. Фрагмент 28—40 проводит рейд резерва по тылам противника, работать он начинает только после появления на индикаторе ЗГГОГа, переводящего счет на адрес 28. Операция 36.FBx извлекает сброшенное содержимое регистра А, то есть численность резерва. Оператор 41—42 проверяет, есть ли еще кто-нибудь в центральном полку; если никого ие осталось, то следует переход по коду ЗС на адрес 42, в результате ПМК выдает ЕГГОГ (пронгрыш). Операции 44—48 и 51—52 определяют, какой нз боковых полков имеет меньшую численность, чтобы направить туда более сильный удар. Подпрограмма КПП9 рассчитывает остаточную численность левого и правого полков. Команды 58— 60 позволяют с помощью цнфр 3—2—1 косвенным способом работать с содержимым регистров Д, С и В (КИП8 и КП8). По адресам 61—78 расположен сервисный цикл, подготавливающий рапорты о личном составе и распределяющий пополнение. Заканчивается основная программа командой условного перехода на адрес 00, если численность противника больше (участок 79—85), а если неприятель разбит, то игру остановит ЗГГОГ: 86.ИП9. Обе программы годятся и для Б3-34, н для МК-61, но во втором варианте на новых ПМК операции по адресам 08, 25 и 92— 96 целесообразно заменить командой выделения целой части для уменьшения времени счета.

В заключение хотелось бы добавить, что обе программы, разумеется, пока еще далеки от совершенства. Попробуйте самостоятельно разработать другие алгоритмы средневековой бнтвы, ведь сама-то игровая ситуация очень перспективна.

Вячеслав АЛЕКСЕЕВ, инженер

анонс:

ЧТО МОГУТ ЗВЕЗДНЫЕ КОРОЛИ!

В майском номере «ТМ» начинаем публикацию большого фантастического романа американского писателя Эд-монда Гамильтона «Звездные короли».

«Мне нравилось мастерство сюжета: Гамильтон держит вас в напряжении от первой до последней страницы. Я видел незаурядный талант, свободно рисующий грандиозные картины звездных миров. И вместе с тем меня удивляло, у меня вызывало протест бессилие литературно одаренного фантаста вообразить мир, отличный от того, в котором он живет» (И. А Ефремов, начало 60-х годов).

«Техника сногсшибательная: сверхсветовые скорости, уничтожение звезд и самого пространства... Написана по

весть лихо, читается взахлеб, откладывается с усмешкой. Потому что все это сочинено только для развлечения. Бароны и короли — далекое прошлое для Запада, американцы вовсе не мечтают о феодализме. Но читать о мушкетерах занятно — так прочтите про мушкетеров в космосе» (Г. И. Гуревич, 1967).

«Роман не зря назван «Звездные короли». Это типичный ковбойский вестерн на фантастическом пейзаже. Умеренное благородство сталкивается с неумеренным коварством и, разумеется, побеждает» (А. Ф. Бритиков, 1970).

Так высказывались о «Звездных королях» признанные наши авторитеты в области фантастики. Им легко было иметь свое мнение — они произведение Э. Гамильтона читали. А если вы хотите выработать свое собственное, прочтите сами.

НАПОМИНАЕМ: ПОДПИСКА НА «ТМ» ПРИНИМАЕТСЯ КРУГЛЫЙ ГОД БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ ВО ВСЕХ ОТДЕЛЕНИЯХ СВЯЗИ.