Техника - молодёжи 1988-06, страница 22

Техника - молодёжи 1988-06, страница 22

Лучшая машина для Севера

По запорошенному льду, сковввшему врхвнгельскую речку Куэнечихв. кто-то упорно разъезжал вперед-нвзад на снегоходе «Бурвн». Некоторые зрители недовольно оглядывались на тарахтевшую мвшину и вновь оборачивались к необычным экилвжам с большими, гладкими, черными колесами. Иногда одна из них вдруг срывалвсь с места и, мгновенно набрав скорость, неслась, плавно локвчи-ваясь по сугробам и отвалам снежнике. Шел 2-й Всесоюзный смотр-конкурс самодельных снегоходов ив пневматиках низкого дввления (проще и понятней говоря, на «дутнках» — камерах от мощных грузовиков, колесных тракторов и даже самолетов!, организованный Министерством сельскохозяйственного машиностроения, Центральным советом ВОИР и ЦК ДОСААФ при учвстии нашего журнала.

Игорь БОЕЧИН,

наш спец. корр.

Фото Александра КУЛЕШОВА

Напомним, что начало таким снегоходам в нашей стране положили лет 20 назад тульские умельцы. Именно они придумали легкую, открытую машину, у которой на задней оси было два пневматика, а к передней крепилась укороченная лыжа или тот же «дутик». На испытаниях она по всем статьям превзошла выпускаемые промышленностью лыжно-гусеничные «бураны» и «лайки». Причем в отличие от них не кромсала снег и тундру гусеницами, поглощала меньше топлива, но развивала более высокую скорость, сочетавшуюся с завидной маневренностью.

В начале 80-х годов Владимир Лау-хин из той же Тулы отработал свой вариант лыжно-колесного снегохода, неплохо показавшего себя в пробегах по Заполярью, в частности, по труднейшему маршруту Салехард—Надым—Диксон (см. «ТМ» № 9 за 1987 год). Как и следовало ожидать, у туляков сразу же появились последователи. В первую очередь члены надымского клуба

«Вездеход», пожалуй, первого в стране специализированного объединения самодельщиков, получившего официальное признание.

Однако далеко не всех умельцев устраивала конструктивная схема, предложенная туляками. Многие принялись совершенствовать ее, предлагать свои варианты. Наибольшую популярность получил снегоход на трех пневматиках.

Например, Николай Сыч из Надыма и в Архангельске продемонстрировал скоростные качества своей трехколес-ки. Нужно было видеть, как он лихо кружил по льду, с ходу брал сугробы, на мгновения удерживаясь только на задних баллонах, а потом мягко плюхаясь на передний. А вот шофер из Новгорода Владимир Калымурза разъезжает на подобной машине не только зимой, но и летом. Он сам изготовил металлическую раму, разместил на ней двигатель от «ИЖа», 18-литровый бензобак, сиденья для двух-трех пассажиров. На задней оси установил списанные авиаторами камеры от широкофюзеляжного лайнера Ил-86, а на передней — баллон от трактора Т-150К. Правда, «дутики» пришлось покрыть импровизированным протектором с самодельными грунтозацепами. Как

сказал Владимир, пригодилась плотная ткань вроде корда, которую он разыскал на... свалке. Зато теперь колеса его снегоболотохода спокойно подминают твердые и острые сосновые сучья, которыми усеяны леса Новго-родчины.

К сожалению, идеальным видом транспорта для бездорожья трехко-лески не назовешь. Юрий Коновалов, который участвовал под флагом «ТМ» в нескольких пробегах и опробовал чуть ли не все разновидности снегоходов, напомнил мне о врожденных недостатках трехточечных машин. При езде по пересеченной местности (а именно на нее и рассчитаны снегоходы) удары лыжи о неровности почвы весьма ощутимо передаются на руки водителя, причем не помогают и встроенные в вилку амортизаторы. Бывает, при резком повороте машина какое-то время продолжает идти по прямой с вывернутой лыжей или передним колесом — есть шанс перевернуться. Самодель-щики из Надыма добавили, что передняя лыжа частенько попадает под сучья и корни, торчащие под снегом, а если упрется в лежащее дерево... в лучшем случае остановит машину. А вот пневматики легко перекатываются через такие препятствия!

Надо сказать, что конструкторы-любители быстро сообразили: если трехколесная машина недостаточно устойчива, то почему бы не изготовить ее четырехколесной, а заодно и плавающей, благо у «дутиков» изрядный запас плавучести?

Три" года назад такой целью задался архангельский токарь Леонид Тушин. Задумав машину «легкую и надежную», он сперва вычертил раму, в центре ее поместил 12-сильный двигатель

20