Техника - молодёжи 1988-09, страница 42циалисты высказывают предположение о набегах номадских (от греч. «номас» — кочующий) племен, кочевников из южнорусских степей, которые уже приручили коня. Но подтвердят ли это раскопки? Нигде на территории Балкано-Карпатского района пока не найдено следов битв эпохи энеолита. Более того — археологические раскопки упрямо свидетельствуют, что древнейшая европейская цивилизация была и самой мирной. Скоплений оружия не обнаружено, даже защищаться балканцу не было нужды. Потому и кажется наиболее предпочтительной гипотеза Ивана Иванова об огромном наводнении, потопе, заставившем жителей энеолитной цивилизации искать спасения в горах — Родопах или в Стара-Плани-не. Не исключен и «исход» через море, ведь морские походы, судя по найденным в некрополе ожерельям из раковин средиземноморской спондилии, были знакомы жителям Варненского энеолитного района. КАКОВА ЖЕ ПРИЧИНА ПОТОПА? (вместо комментария) Из истории известно, что потепление климата, о котором говорилось выше, повлекло за собой, с одной стороны, превращение цветущих степей Сахары в безводную пустыню, а с другой — таяние ледников и повышение уровня Мирового океана на 3—9 м. Если так можно объяснить внезапное наступление потопа в Юго-Восточной Европе, то гипотеза Ивана Иванова получает подтверждение... и несет в себе очередную загадку: не могла же бесследно исчезнуть столь развитая цивилизация с ее тысячелетним опытом, накопленными техническими и культурными достижениями?! На этот вопрос пока еще трудно ответить, тем более что пути миграции населения Балкан, Малой Азии, Эгеи и Средиземноморья не исследованы комплексно. Ученый из ФРГ А. Гартман высказал предположение, что древнейшее золото Европы, возможно, попало на Балканы из знаменитых месторождений Колхиды, где находилось одно из древнейших месторождений золота, откуда его, как известно, вывозили в Переднюю Азию. Может быть, здесь скрыты и корни мифа о «золотом руне», ведь Переднюю Азию и Балканы связывало море. В свою очередь, болгарские же ученые доказывают аллювиальное, то есть наносное, происхождение золота. Развивая свою мысль, А. Гартман предлагает искать продолжение традиций древних варненских ювелиров в золоте Крита и Микен. Иван Иванов мечтает о совмест ной экспедиции ученых разных стран по древним месторождениям золота и центрам ювелирного искусства. Несомненно, такая экспозиция пролила бы новый свет на многие тайны древней истории, установила бы все еще загадочные для нас пути взаимодействия и взаимовлияния балкано-карпатской, средиземноморской, малоазиатской и переднеазиатской культур. Очень заманчиво сравнить варненскую культуру с раннеминойской, которая вдруг возникает на Крите в конце того периода, когда приблизительно угасает Балкано-Карпатская цивилизация — 3000—2200 гг. до н. э. Остановимся вкратце на том, что говорит в пользу этого сопоставления. На территории Крита следов предшествующей цивилизации не найдено. Вместе с тем за сравнительно короткое время критоминойская цивилизация до-ахейского периода достигает высокого уровня развития. Но вот вопрос: на основе какой культуры, какого социально-экономического базиса она возникла? Чем объясняется стремительный прогресс ремесел и достижения культуры, возникших на пустом месте? В верованиях минойцев большое место занимал культ быка — вспомним миф о Минотавре, а заодно и множество зооморфных, в частности, бычьих золотых фигурок, украшавших одеяния варненских халколитных царей. Известные в Древней Греции боги: Зевс, Гера, Дионис, Гермес, Гефест — берут свое начало на Крите (их заимствовали нахлынувшие позднее ахейцы). А не носит ли «профессия» бога Гефеста характерных черт металлурга более древнего — из варненского халколита? Но в таком случае и фаллические символы, весьма распространенные в культовых обрядах древних греков, связаны, не исключено, с золотым конусом из Варненского некрополя?.. Может быть, и отсутствие в Балкано-Карпатском районе монументальных храмовых зданий окажется родственно аналогичной традиции раннеминойской эпохи? Ведь знаменитый Кносский дворец, раскопанный в начале нашего века английским археологом А. Эвансом в одном из центров эгейской культуры,— это произведение позднейших времен. И еще один существенный факт обращает на себя внимание — и исследователи Балкано-Карпатской культуры, и историки Критской цивилизации настойчиво подчеркивают сугубо мирный характер этих двух культур в отличие от, скажем, Микенской. Загадки исторических тайн еще ждут своих исследователей. Ученым предстоит объяснить феномен Варненского некрополя — свидетельство неожиданного взлета человеческого гения на заре цивилизации. Сегодня над потопленными в озерах энеолитными селениями Европы проплывают океанские корабли, здесь пролегает магистраль дружбы — паромная переправа Одесса — Варна. Древнейшая колыбель цивилизации верна своей традиции мирного созидательного труда. В 10-м номере «ТМ» за прошлый год с интересом прочитал статью С. Бон-фельда «Когда «катюша» была в колыбели», где рассказывалось о конструкторе ракетных снарядов на бездымном длительно горящем порохе Георгии Эрихо-виче Лангемаке (1898—1938). Судьба этого замечательного человека волнует меня давно. Поэтому хотелось бы добавить несколько строк к сказанному в материале. В 1920 году приказом № 293 по крепости Кронштадт двадцатидвухлетнего Г. Э. Лангемака назначают комендантом форта «Тотлебен». В тех краях в то время было неспокойно — всего в 6 км граница с Финляндией. В 1921 году, как известно, Кронштадт поднялся на контрреволюционный мятеж. В этой драматической ситуации коммунист Лангемак, рискуя жизнью, пытается помешать осуществлению решений пресловутого «ревкома». Он разъясняет неграмотным в большинстве своем солдатам-артиллеристам антисоветскую сущность мятежа. Во многом благодаря этому гарнизон форта не оказал серьезного сопротивления и был взят штурмом отрядом красных курсантов в ночь с 17 на 18 марта. В 1923 году Г. Э. Лангемак назначается начальником артиллерии крепости. Через ваш журнал хочу обратиться с просьбой: если у кого-то сохранилась фотография Г. Э. Лангемака, не мог ли он выслать через редакцию оригинал или хотя бы копию для нашего музея форта «Тотлебен». Это очень важно для раздела экспозиции, посвященного деятельности Г. Э. Лангемака на Балтике. В. Ф. ТКАЧЕНКО, Ленинград Под окнами нашего дома в Москве по Бауманской улице проходит трамвайная линия. Недавно на одном из вагонов увидел надпись крупными яркими буквами: ЮНЫЕ ЖДАНОВЦЫ — 12-Й ПЯТИЛЕТКЕ. Очевидно, подразумевается, что этот трамвай сделан из металлолома, собранного пионерами Ждановского района столицы. Сейчас мы наконец узнали о той, мягко говоря, неблаговидной роли, которую сыграл А. А. Жданов в нашей истории, культуре. Все чаще раздаются голоса о необходимости переименования населенных пунктов, районов, предприятий, до сих пор носящих имена таких, с позволения сказать, «деятелей». Так стоит ли во времена перестройки, подъема общественного самосознания, пересмотра взгляда на нашу историю снова бездумно тиражировать мрачные символы прошлого? Судя по всему, лозунг на трамвайном вагоне появился совсем недавно — краска еще свежая... В. ТЮРИН, студент, Москва 40
|