Техника - молодёжи 1988-09, страница 49

Техника - молодёжи 1988-09, страница 49

к вопросу — размышлять, но о чем, сосредоточиваться, но ради чего? Восток сложен, многогранен, во многом непонятен европейцам, мы не найдем там однозначного ответа. А вот с собственными плясовыми и их сутью мы разобраться все-таки в силах.

Понятно, что дошедший до иас гопак не вся система психофизической подготовки славян, а только код ее физической части. По этому коду можно восстановить гимнастику, построить динамику форм или то, что в каратэ называется ката. Это наверняка интересное, увлекательное занятие, которое ждет реставраторов славянского у-шу. А на чем строить внутреннюю работу?

В отличие от античного мира наши пращуры-язычники не признавали рока, предопределенности событий и поступков. «Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу...» — это свойство славян подчеркивает византийский историк VI века Прокопий Кеса-рийский. И еще свидетельствует Прокопий: «Славяне и анты не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и потому у них счастливые и несчастные дела решаются сообща».

Совесть — вот чем руководствовались в своих поступках древние русы. Если открыть «Современный толковый словарь русского языка» за 1984 год, то мы прочитаем, что совесть — это чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом; нравственные принципы, взгляды, убеждения В отличие от современной трактовки совесть долгое время включала в себя ответственность еще и перед предками.

Древний русич ощущал себя срединным звеном цепи, уходящей и в прошлое и в будущее. Позади него во времени — навьи, то есть предки, благодаря которым есть он. Человек в ответе перед ними, их связывает одна кровь, один язык. Он в ответе и перед теми, вместе с кем творит историю своего «языка». И конечно, он в ответе перед теми, в кого перельется его кровиночка. Тронешь одно звеио цепи — зашатаются звенья по обеим сторонам

А раз понятие рока отсутствует, ты — главное действующее лицо истории. Именно от тебя, а не от чего-то или кого-то другого зависит, будет ли звено в цепи ладным и крепким или гнилым.

Каждое звено испытывает обратную связь, поэтому иавьи могут помочь укрепить дух, с ними нужно советоваться, то есть они играют важнейшую роль в самой природе совести.

Совесть порождала справедливость, а для нее необходимы мужество и сила. В таком медитативном состоянии русич вступал либо в поединок, либо плечом к плечу с соплеменниками в битву с теми, кто посягал на Русскую землю. Кстати, поединок был обычной практикой судебных процессов для выявления окончательного решения «Духовенство наше настойчиво в продолжение веков восставало против судебного поединка как языческого остатка» (В. О. Ключевский).

Через совесть шло познание мира, через вести со всех концов земли одного «языка», вести, которые подсказывали навьи. Чтобы их услышать, надо было размышлять, сосредоточиваться, созерцать.

Воину недостаточно было навыков, полученных в сельском труде или ремеслах, мало было той физической подготовки, которую давала повседневная жизнь.

Ему надо было иметь и особое состояние духа. Вот предпосылки появления и на востоке и на западе того, что мы сейчас называем у-шу.

С приходом на Русь христианства понятие «совесть» начинает утрачивать одну из своих составляющих — медленно растворяются в небесном тумане иааьи, уступая место образу единого Спасителя. Осуждается все, что от «лукавого», но не сразу и не всеми церковниками. Например, воины-монахи Александр Пе-ресвет и Родион Ослябя перед Куликов ской битвой наставлялись, укреплялись духом Сергием Радонежским. Не благодаря ли такому гармоническому сочетанию — медитативного состояния с физической подготовкой и смогли герои потрясти врагов своим воинским искусством под стать Демьяну Куденевичу? И возможно ли, что подобных воинов было только двое в стенах русских монастырей? А на Куликовом поле7

И все-таки древняя психофизическая система исчезает, как и скоморохи иа дорогах России, но языческое мировоззрение, закодированное в танце, продолжает жить — не обрывается ниточка.

«Я видел русов,— пишет арабский купец Ибн-Фадлан,— когда они пришли со своими товарами и расположились на Волге. Я не видел людей более совершенных по телосложению,— как будто зто были пальмовые деревья». А теперь посмотрим в зеркало и зададим себе вопрос: «Достаточно ли внимания мы уделяем своему телу и мыслям?»

Радость и окрылеиность ждет подвижников, которые посвятят себя возрождению русского у-шу — самобытного по форме и духу! И не только русского. Соприкосновение с живительными родниками национальных культур ждет энтузиастов танцевального фольклора.

Под редакцией мастера спорта

Н. БЕЛЬЧИКОВА (г. Борисов Минском обл.)

Продолжаем публикацию составленных нашими читателями задач шахматного конкурса, условия которого были объявлены в № 7. Напоминаем: победители отмечаются призами и дипломами, а выполнившим квалификационные нормы второго и третьего разрядов по шахматам будут высланы соответствующие справки. Ответы на эти три задачи нужно послать в редакцию на почтовой карточке-открытке (без конверта!) до 1 ноября.

А. Лебедев

(г. Бобруйск Могилевской обл.)

Мат в 2 хода

А. Мариовскии

(г. Риг а)

Мат в 2 хода

М. и А. Владимировы

(г. 3 а р и н с к Алтайского края)

Мат в 2 хода

47

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Образ спасителя

Близкие к этой страницы