Техника - молодёжи 1988-11, страница 63

Техника - молодёжи 1988-11, страница 63
КОРИФЕИ ТЕХНИКИ

Имя Генерального конструктора, академика, генерал-полковника-инженера, трижды Героя Социалистического Труда, лауреата пяти Государственных премий Андрея Николаевича Туполева (1888—1972) неразрывно связано с историей отечественной и мировой авиации.

Под его руководством было разработано свыше 100 проектов боевых и гражданских самолетов, многие из них выпускались массовыми сериями.

В конструкторском бюро Туполева были созданы первый отечественный цельнометаллический самолет, первые в мире тяжелый бомбардировщик-моноплан, реактивный авиалайнер, сверхзвуковой пассажирский самолет. На машинах с маркой АНТ и Ту установлено 78 рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в том числе через Северный полюс в США.

Добавим, что Андрей Николаевич внес вклад в другие отрасли техни

ки. В 20-х годах он сконструировал удачные аэросани, по заказу военных моряков спроектировал торпедные катера, составляющие основу советского «москитного флота» в 40-е годы.

В нашем журнале не раз публиковались статьи, рассказывающие о разработках этого конструктора, да и он сам неоднократно был автором «ТМ».

Стиль Андрея Туполева

Юрий КАМИНСКИЙ, инженер

«Смею утверждать, что наш студент, господин Туполев — редкий талант. Туполев — будущее отечественной авиации». Н. Е. Жуковский был великим провидцем в своем деле, не ошибся «отец русской авиации» и теперь, предсказывая судьбу ученика.

Они нашли друг друга сразу после того, как Андрей Туполев стал студентом Московского высшего технического училища. Здесь он начал заниматься в организованном Жуковским Воздухоплавательном кружке, увлекся проблемами аэродинамики и прочности летательных аппаратов. В июне 1918 года стал дипломированным инженером. В том же году II Всероссийский авиационный съезд вынес решение создать «высший авиационный институт на базе существующих учреждений».

30 октября коллегия НТО ВСНХ постановила организовать при Обществе Аэро- и гидродинамическую секцию, а при ней ответственную комиссию, включив в нее Н. Жуковского, А. Туполева, И. Рубинского.

«Я ясно помню, что было в тот день,— вспоминал Андрей Николаевич.— Мы с Николаем Егоровичем поехали на Мясницкую, в НТО ВСНХ. Приехали, поднялись на второй этаж, вошли в большую неуютную комнату, в которой сидел заведующий этим отделом. Мы быстро договорились, что научный институт по авиации нужно создать и что об этом будет доложено

Первый в мире сверхзвуковой авиалайнер Гу-144 (1968 год). Скорость — 2500 км/ч, высота полета — 20 км, дальность — 6500 км, 130—150 пассажиров

В. И. Ленину. Решено было назвать его Центральным аэро-гидродина-мическим и сейчас же собрать организационную группу с тем, чтобы к 1 декабря этого года институт начал жить.

Из ВСНХ мы с Николаем Егоровичем пошли пешком. На радостях, что нам удалось договориться об организации института, мне захотелось сделать ему что-то приятное. Я предложил зайти в кафе на Кузнецком мосту и съесть по стакану простокваши, время-то было трудное. Простоквашу нам подали без сахара, а мы оба любили сладкую. Пошел я к прилавку и достал немного меда. Так мы простоквашей с медом и отметили день рождения ЦАГИ».

Вскоре в институте появилось конструкторское бюро АГОС (авиация, гидроавиация, опытное строительство), куда Туполев пригласил М. Архангельского, В. Петлякова, П. Сухого, В. Мясищева, И. и Е. По-госских, Н. Некрасова, других молодых инженеров, ставших видными учеными и авиаконструкторами.

Уже тогда Андрей Николаевич думал о цельнометаллическом аэроплане. Он знал, что в конце первой мировой войны немецкая фирма «Юнкере» выпускала цельнометал

лические истребители, но в 20-е годы самолеты по-прежнему делали по старинке. А Туполев знал, что металл позволит ему отказаться от уже архаичной бипланной схемы в пользу прочных, долговечных, обтекаемых монопланов.

В 1922 году Андрея Николаевича назначили председателем комиссии ЦАГИ по постройке металлических самолетов, он ратует за освоение промышленностью производства дюраля, опробует его в деталях и узлах своего первенца, одноместного моноплана АНТ-1. А 26 мая 1924 года на Центральный аэродром выкатили цельнометаллический пассажирский АНТ-2.

Трудно поверить, что эти этапные машины делали в особняке бывшего купца Михайлова (ныне Научно-мемориальный музей Н. Е. Жуковского) и в помещении бывшего трактира «Раек».

В конце 1925 года начали серийную постройку цельнометаллического самолета-разведчика Р-3 (АНТ-3), одностоечного полу тора-плана с унаследованным от АНТ-2 фюзеляжем. На «Пролетарии», гражданском варианте этой машины, летчик М. Громов и механик А. Радзевич в следующем году совершили перелет по ряду европей

61