Техника - молодёжи 1988-12, страница 7

Техника - молодёжи 1988-12, страница 7

ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ

Замечу, что и москвичи — люди, казалось бы, судьбой избалованные, часто в отчаянье от качества машин. Например, в Свердловском районе лишь в 204-й школе установлены импортные компьютеры. В остальных — отечественные. И комиссии удивляются, обнаруживая, что отечественные ДВК в школах района работают... А секрет в том, что районный методист по информатике молодой выпускник МГУ Урнов призвал на помощь своих товарищей по университету. И они занимаются почти непрерывной «реанимациеи» техники, именуемой ими не иначе, как «компьютерным металлоломом».

Параллельно с этим раскручивалась кампания, которую я бы назвал «дары данайцев». Базовые предприятия с удовольствием передают в школы любую заваль, которая по документам проходит как ЭВМ. А все это хозяйство требуется снабдить кондиционерами и фальшполами, потратив немалые деньги.

В результате в школах и учебно-производственных комбинатах используется чрезвычайно разнотипная техника. И нужны немалые силы, чтобы на том, что «бог послал», самостоятельно прийти к эффективной модели учебного процесса, найти грань между компьютерной грамотностью и компьютерным профессионализмом.

Управление информатики ныне уже не существующего Минпроса СССР получало сотни писем с просьбами прислать машинные программы для нового курса, без которых техника превращается в выставочный экспонат. Просьбы заведомо безнадежные: ведь в письмах указывались модели компьютеров 60—70-х годов, оставшиеся и на предприятиях «без хозяина».

Компьютер без программ — никому не нужное «железо».

Но ситуация вовсе не безнадежна... сегодня для постановки курса необходимы лишь 8—10 добротно сделанных пакетов программ общего назначения. В вариантах для четырех основных категорий машин. В этом деле можно и нужно навести порядок. Если техника идет в школу, необходимо учитывать существующие весьма разумные рекомендации по ее отбору. Кроме того, чтобы разработать наконец дешевые и надежные учебные компьютеры, необходима грамотная «идеология» применения компьютеров в школе. А это и есть проблема накопления фонда программ. НИИ информатики и вычислительной техники АПН СССР в Новосибирске пора уже занять в этом вопросе активную позицию. В долгу сегодня и промышленность — в руках у программистов до сих пор нет образцов новых учебных компьютеров, хотя об этом хороший хозяин заботится заранее.

Картина, в общем, невеселая. Нет компьютерных программ, отказывает техника, никуда не годится учебник. Многие педагоги не знают, как преподавать новый предмет. Никуда не

деться от факта: те машинные программы, что сегодня используются в школах, созданы большей частью студенческими компьютерными отрядами. «Проба пера» начинающих программистов вызывает уважение. Особенно если вспомнить, в каких условиях приходилось работать авторам. То, что они делают, по-моему, интеллектуальный подвиг! Сейчас, когда создан объединенный Госкомитет по народному образованию, есть надежда, что крохи накопленного положительного опыта более не будут пь литься возле ведомственных барьеров.

— В письмах читателей довольно часто встречается тревожный вопрос: «Не вредит ли компьютер здоровью ребенка?» Многих напугала телепередача «Мир и молодежь», где эта тема затрагивалась весьма эмоционально.

— Если говорить о вреде, давайте назовем основного виновника — телевизор! Ни в одной стране мира телевизоры не используются для школьных компьютеров. Но и в «Агатах», и в КУВТ-86 они служат вместо мониторов. Специальные мониторы есть пока только в комплекте с японскими «Яма-хами» и в немногочисленных дисплейных классах с ДВК. Работавшая в позапрошлом году комиссия Минздрава СССР, на мой взгляд, поспешила, приравняв условия работы школьников на уроке к условиям работы профессионалов, исследованным экспертами Всемирной организации здравоохранения.

А исследования, например, специалистов академического института психологии показывают, что 30—40 мин при контролируемой учителем загрузке школьника — вполне приемлемая длительность одного «подхода» к монитору. Короткий отдых — и накопившаяся усталость исчезает. Вариации зависят от возраста и состояния здоровья.

— Сейчас работа комиссии продолжена в существенно расширенном составе. Но опасения у родителей и учителей остаются...

— Работа киевских ученых, возглавляемых Валентиной Матвеевной Бондаровской, крупнейшим у нас в стране авторитетом в области эргономических проблем использования ЭВМ, эти страхи должна развеять... Родители, волнующиеся за здоровье своих детей, должны знать: тяжело работать за компьютером тем, у кого серьезные отклонения в зрении. Им надо или получать освобождение от практических занятий, или работать на таких занятиях в очках. Были проведены обследования детей, регулярно занимающихся за «Ямахами», ДВК и «Агатами». И оказывается, что

правильно построенный 45-минутный урок, во время которого ученики непрерывно работают с экранной информацией,— им не в тягость.

Единой модели поведения человека за монитором компьютера нет. Но если перед тем, как вводить текст с клавиатуры (самый ответственный режим работы!), ученик прошел предварительный курс на программе-тренаже-ре, ему на экран и смотреть почти не приходится.

Думаю, основное, о чем стоит заботиться,— чтобы педагоги не занимались бы простым перенесением текста учебника на экран монитора. Это абсолютно недопустимо, хотя кое-где еще сходит за «новацию».

Ну и конечно же — кабинетам информатики нужны специальная мебель и правильное освещение. Мои слова многие воспримут иронически. Мол, о чем говорить, когда даже в столичных школах корпус компьютера то и дело пробивает напряжение. А в конструкции ДВК не предусмотрено даже нормального заземления. Огрехи эти приходится исправлять школьному учителю.

Но как бы ни сложна была сегодняшняя реальная ситуация, понижать порог требований к промышленности (нужно заметить — и без того достаточно низкий!) вряд ли будет правильно.

Ну и конечно, следует наконец разобраться, для чего именно в школе нужен компьютер. Без ясного представления о педагогической «технологии» вряд ли можно обоснованно говорить, что инженеры сделали «не так» и почему.

— А что делает для изменения сегодняшней ситуации ваше объединение?

— Поддерживает инициативных людей, создающих новые компьютеры и новые программы для компьютеров, в своем учебном центре поднимает средний уровень владения компьютерной техникой наших специалистов. И настойчиво добивается консолидации разнообразных компьютерных объединений — клубов, кооперативов, центров НТТМ и инженерных центров. Ситуация очень сложная. Потому что любителей поболтать об ЭВМ в теплой компании, строить проекты радикальной компьютеризации без того, чтобы самим ударить палец о палец, стало что-то уж слишком много. Мир программистов быстро разделился на тех, кто действительно работает, и тех, кто любит «поднимать пробле лы», выступать на «неделях» и «декадах» вычислительной техники, проводить социологические исследования с рекомендациями, обращенными в никуда.

Но все же, думаю, прорвемся!