Техника - молодёжи 1989-02, страница 33

Техника - молодёжи 1989-02, страница 33

Военные знания

здесь действительно была летняя резиденция Гогенцоллернов Да, здесь жил виук Вильгельма II, принц Людвиг-Фердинанд, не зря же к нам то и дело приезжают монархисты из ФРГ. Кстати, вернетесь в Москву, передайте привет моей хорошей знакомой...

— Кому, позвольте узнать?

— Елене Петушковой!

Томашевский приглашает нас в замок, майор спешит первым. Резко останавливается:

— Вот здесь был роскошно накрытый стол,— потом оглядывается и показы вает.— А в той комнате я спал, ведь мы стояли в Кадынах несколько дней.

Идем дальше, опять остановка:

— А вот и подвал, о котором я рассказывал...

Кирпичную перегородку уже снесли, следов не осталось. Видимо, ремонтировали.

— Так и не раз, — подтверждает пан Кшиштоф

Неужели за 43 года ничто не стерлось из памяти майора?

На берегу залива, вдоль которого тянется узкая бетонная дамба, мы отпускаем Грубу в «свободный поиск». Он долго, молча ходит взад и вперед, то всматриваясь в горизонт, где голубеет полоска косы, то поглядывает по сторонам, отыскивая знакомые ориентиры. Наконец решительно останавливается и говорит:

— Мой танк стоял тут Помните, я говорил, что слева был кирпичный завод — вой он дымит. Справа водокачка, глядите, вот и она. Напротив, на косе, мы заметили маяк — обоз был как раз в створе с ним. Смотрите туда, он торчит, как палец!

Мы записываем каждое слово, фотографируем Дмитрия Ефимовича Ла-тарцев вынимает японский фломастер красного цвета, протягивает Грубе:

— Дмитрий Ефимович, отметьте точно на бетонке направление на ледяную дорогу, по которой шел обоз Ничего, эта краска не стирается...

Груба долго прицеливается, переводя взгляд с береговых строений на маяк, затем склоняется с компасом и чертит красным по серому бетону:

— Тридцать градусов западнее направления север юг. Отсюда до маяка, считайте, восемь километров. Наша цель была километрах в двух, в пределах видимости невооруженным глазом. Там...

Мы с Грубой и Вашкевичем молча ходим по дамбе. А Латарцев, скинув одежду, входит в воду. Мелко... Только в двухстах метрах от берега его фигура почти полностью скрывается в воде. Через несколько минут Латарцев возвращается:

— Дно плотное. Ил начинается далеко от берега, рассказывает он. Боюсь, что дальше его до черта Глядите

Он разжимает кулак, и на ладони расплывается жирноватая, черио-белая масса.

(Продолжение следует)

30

«Категорически не согласен с Ю. Штукаревым («ТМ» № 7 за 1988 год)! Военная тема обязательно должна быть в журнале. Если мы послали на авиационную выставку в Англию новейший истребитель МиГ-29, что, кстати, случилось впервые, то зто не отнесешь к «боенной пропаганде»,— утверждает Ю. Григоренко из Новосибирска.— Да и откуда молодежи брать сведения подобного характера, как не из такого популярного и общедоступного журнала? А нашим парням придется служить в армии или быть в ее «боевом запасе». Значит, им нужно знать современное отечественное и зарубежное оружие».

Так считает и М. Шайхутдинов из Набережных Челнов, который пишет: «На международном авиасалоне в Фарнборо СССР представил истребитель МиГ-29 и самолет Ан-124. Очень бы хотелось увидеть на страницах вашего журнала репортаж с этой выставки».

МиГи в Фарнборо

Александр ВЕЛОВИЧ, Лазарь ЭГЕНБУРГ,

инженеры

У людей, посвятивших себя созданию крылатых машин и полетам на них, вошло в традицию встречаться на авиационных выставках, показывать там новую технику, обмени ваться мнениями и опытом. А пока над зрителями проносятся самолеты и зависают вертолеты, в уютных шале - так на выставках име нуют офисы заключают контракты. Подобные авиасалоны устраивают в американском городе Сан-Диего, канадском Ванкувере, Снн гапуре, западногерманском Ганновере, австралийском Сиднее... Самыми престижными считаются авиасалоны в Ле-Бурже под Пари жем, которые проводятся в нечетные годы, и в Фарнборо, близ Лондона, в четные.

Выставка в Фарнборо 1988 года оказалась юбилейной — 80 лет назад здесь поднялся первый английский самолет, 40 лет назад на аэродроме Королевского авиационного института открыли первый подобный Смотр. Теперь она войдет в историю еще и тем, что на ней впервые был показан советский боевой самолет. Раньше мы демонстрировали Западу лишь пассажирскую, транспортную и спортивную технику. Можно понять английских репортеров, которые преподнесли эту новость под сенсационными заголовками: «МиГи» в небе Англии! Русские прилетели! Советы приковали всеобщее внимание!» Ведь появление в Фарнборо истребителей МиГ-29 ознаменовало (а вернее, еще раз подтвердило)

новый подход СССР к международным отношениям, основанный на открытости в военном деле.

МнГ-29 уже поставляется за границу, и, по мнению некоторых западных обозревателей, ему уготована участь знаменитого предшественника МиГ-21, который поступил на вооружение ВВС более чем 30 стран.

И вот с подмосковного аэродрома взлетели МиГ-29 и его учебно-боевой, двухместный вариант МиГ-29УБ, пилотируемые летчиками-испытателями Анатолием Кво-чуром и Романом Таскаевым. В задней кабине «спарки» опытный штурман Юрий Ермаков прокладывал курс. Над Северным морем их встретили истребители «Торнадо» из 5-й эскадрильи британских ВВС и самолет с фотокорреспондентами, кино- и телеоператорами. Над аэродромом Фарнборо необычное подразделение прошло в плотном строю, затем «Торнадо» отвалили, а наши летчики, выполнив парный пилотаж, пошли на посадку. Надо было видеть, как МиГи одновременно коснулись бетонки, разом выпустили тормозные парашюты. Потом английское телевидение не раз показывало эту эффектную посад-ку.

В Фарнборо летчиков встретил наземный экипаж Прилетевший на «Руслане». Квочур и Таскаев рассказывали, что легко опознали пункт назначения по столь внушительному ориентиру

..Незадолго до открытия выставки мир облетела весть о трагедии, разыгравшейся на авиационном празднике в западногерманском городе Рамштайн. Там после столкновения в воздухе самолетов итальянской группы высшего пилотажа «Фрекке Триколори» погибло

f