Техника - молодёжи 1989-09, страница 60

Техника - молодёжи 1989-09, страница 60
Почтовый ящик
Уникальный памятник

На территории Киевского высшего общевойского командного дважды Краснознаменного училища имени М. В. Фрунзе (КВОКУ), одного из старейших военных вузов нашей страны, силамл курсантов воздвигнут памятник — на каменном постаменте в стремительном порыве застыла бронированная разведывательная машина БРМ-1К.

БРМ-IK была создана на базе БМП-1 и несла такое же вооружение: 73-мм гладкоствольную пушку, ПТУР, 7,62-мм танковый пулемет Калашникова. Высокоманевренная, обладавшая мощным вооружением, она способна была совершать стремительные, глубокие разведывательные рейды по тылам врага. Благодаря своим высоким так--ико-техннческим данным такие • ашины длительное время состояли на вооружении наших мотострелковых войск.

В декабре прошлого года училище отметило свое 70-летие. Ровесник Советской власти на Украине, Советских Вооруженных Сил, Ленинского комсомола, оно за время своего существования воспитало десятки тысяч отважных красных командиров, среди которых 34 Героя Советского Союза. В их числе знаменитые полководцы — генерал армии Н. Ф. Ватутин, генерал-майор И. В. Панфилов, маршал артиллерии Г. Ф. Одинцов, генерал армии Г. И. Хетагуров, генерал-полковник Л. М. Санда-лов, генерал-майор И. П. Рослый и другие. Питомцы КВОКУ сражались на фронтах гражданской войны, с японскими милитаристами и белофиннами, прославили свое училище на полях битв Великой Отечественной

Сегодня эстафету боевой доблести несет новое поколение офицеров — выпускников КВОКУ, среди которых и воины-интернационалисты, выполняв-

Памятник на территории Киевского общевойскового училища.

Фото В. ПАЛИЕНКО.

шие свой долг в Афганистане. Это Герой Советского Союза майор В. И. Гринчак; столь высокого звания был удостоен посмертно и старший лейтенант О. П. Онищук. Навечно останется в сердцах курсантов бесстрашный лейтенант Александр Стовба, кавалер ордена Ленина, офицер и поэт, который в решающий момент схватки вместе с сержантом Литвиновым и рядовым Боголовым ценой жизни прикрыл отход своего подразделения.

Сложившиеся на протяжении десятилетий воинские традиции училища, бессмертные подвиги героев-фрунзенцев играют важную роль в воспитании будущих защитников Родины. Памятник, олицетворяющий техническую мощь мотострелковых войск, которой должны овладеть курсанты, вносит свой вклад в это патриотическое дело.

г. Киев

В. и Л. ПАЛИЕНКО, преподаватели истории

Опасно!

Какое оружие для танка наиболее опасно? Нет, не кумулятивный снаряд, не ПТУРС и не мина... Для бронированных танков смертельная угроза исходит от горящего в своем рвении бюрократ а-невежды, мало в чем понимающего, зато, по присущей ему мимикрии, всегда находящегося в авангарде борцов за самое новое и передовое. К этому горькому выводу я пришел, когда увидел машины, выставленные в Мурманском музее Северного флота. Казалось бы, хорошее дело — выставка отечественной военной техники. Сегодня подобные экспозиции открываются по всей стране. Идет поиск и восстановление считавшихся утерянными образцов, растет интерес молодежи к истории нашей страны. Энтузиасты не ленятся опускаться на дно рек и озер, по винтику восстанавливают самолеты и орудия, стремятся с фотографической, документальной точностью воссоздать их первоначальный облик. Истории не нужны подделки. Даже выполненные мастерски, они не в состоянии передать

самого главного, что требуется от такого рода экспонатов,— духа эпохи. Что же говорить о недобросовестных и грубых подделках, даже на внешнее сходство с оригиналом претендующих весьма отдаленно?

Однако именно такие вот подделки украшают сегодня вышеупомянутый музей, служат «реликвиями» нашей памяти. Например, на верхнем снимке — без сомнения, КВ-1. Но почему на шасси ИС-2М, и почему у него такая странная башня? На том же основании сооружен, и КВ-2... А самоходки? Совершенно невероятно, чтобы хотя бы в качестве опытного образца существовали такие монстры, как показаны на нижнем снимке. Особенно ИСУ с бортовым номером 321, не правда ли? Вряд ли стоит еще раз напоминать, что наплевательское отношение к музейным экспонатам свидетельствует прежде всего о полном неуважении к человеку. Довольно мы сидели «под развесистой клюквой» и любовались «потемкинскими деревнями» периода сталинизма и эпохи застоя. Правда жизни должна проходить не только через исследования историков, но и иметь свое конкретное воплощение в реальных предметах отечественной истории. Реальных, а не фантасмагорийных творениях, сделанных наспех и бездумно, с одной лишь целью «не отстать», «попасть в струю», «рапортовать досрочно»..

Больно смотреть на испорченные казенным бездушием машины. Ни они. ни люди, которые на

Странные экспонаты Мурманского музея. Фото В. ФЕДОРОВА.

них смотрят, такого отношения не заслужили. Однако еще более красноречивы сделанные на них надписи. Полный набор охранительных запрещений. Не хватает только черепа, скрещенных костей и конкретного указания диалектического взаимодействия причины и следствия: «Не влезай — убьет!», чтобы впечатление было совсем полным. Впрочем, и всех этих «опасно», «берегись» хватает с лихвой, чтобы по достоинству оценить уровень мышления тех, кто начертал запрещения. Да ведь для детворы как раз самое-то интересное — это полазить по «настоящим» машинам, ощутить их стальную мощь, холодную шероховатость броневой стали. И пусть лазают, пусть смотрят, а если кто-то и набьет себе шишку, так ведь на то он и танк, чтобы относиться к нему с почтением (кстати, в результате падения с кровати в 1968 году в ФРГ насмерть разбились 600 человек, однако никто на них и по сей день «берегись» и «осторожно» не пишет!).

Слово «опасно» должно скорее красоваться у входа в сам музей —этакий заповедник бронированных уродцев; ведь действительно опасно вот так воочию столкнуться с бездушием и казенщиной!

г. Пенза

В. ШПАКОВСКИЙ, историк