Техника - молодёжи 1990-04, страница 41

Техника - молодёжи 1990-04, страница 41

Резная дверь с лепниной — все, как замышлял Растрелли...

делению организации Росмону-ментиекусство. Вот только помещения близ Екатерининского дворца не выделили, да и с целевыми средствами не торопились. Кстати, по поводу финансов и мастерских в разных инстанциях неоднократно подписывались всевозможные документы, в частности, в 1979, 1980 и 1981 годах, но за возрождение утраченного шедевра всерьез не брались.

Только в сентябре 1982 года эту работу перепоручили объединению «Реставрация», уже занимавшемуся восстановлением разрушенных в войну дворцов, предоставили ей флигель около Екатерининского дворца. Однако финансирование открыли только в августе 1983 года. Как видите, исполнение правительственного решения было задержано почти на четыре года!

В первую очередь сотрудники «Реставрации» А. П. Ванин, А. А. Журавлев и А. М. Крылов занялись подбором опытных мастеров, имевших высшее художественное и среднее специальное образование. Это были два десятка специалистов по обработке камня и дерева, литью, изготовлению копий декоративных изделий. В частнос

ти, привлекли А. М. Козлова, имевшего дело с обработкой камня еще с 1946 года.

Под руководством архитектора В. А. Кедринского создали проект, для наблюдения за работами организовали научно-художественный совет во главе с действительным членом Академии художеств А. А. Мельниковым, пригласив в него видных ученых, художников, архитекторов и искусствоведов. Помимо того, за тем, что происходит в Екатерининском дворце, наблюдает еще и Государственная комиссия по охране памятников.

Однако, прежде чем начинать собственно восстановление Янтарной комнаты, предстояло установить, какой она была, включая мельчайшие детали интерьера. А тут положение осложнялось отсутствием чертежей и подобных описаний Янтарного кабинета. К счастью, удалось разыскать 86 фотографий и негативов. Приведя их к единому масштабу, специалисты воссоздали внешний вид всей комнаты, включая подробности отдельных элементов, вычислили размеры панелей и другого декора.

Но найденные снимки были чер-но-белыми, тогда как янтарная отделка поражала десятками всевозможных оттенков. Помогли чудом сохранившиеся подлинные янтарные панели. Сравнивая их рас-

Потолок Янтарной комнаты украшает живопись, выполненная, как и в XVIII веке, на ткани.

Резчик по янтарю Вадим ГУНДАРЕВ занят восстановлением ножки отделанного янтарем стола.

цветку с черно-белыми фотографиями соседних, тщательно рассчитали, каким должен быть колер всего убранства. Оставалось подобрать материал нужного цвета — тут реставраторам помогли

Александр КРЫЛОВ изготавливает заново янтарные панели.

научные сотрудники Эрмитажа, Русского музея, где есть свои коллекции янтарных изделий, а также работники Янтарного комбината,

38