Техника - молодёжи 1990-08, страница 43

Техника - молодёжи 1990-08, страница 43

остановись. Но ведь это полный перечень боевых действий римской армии, ее тактический универсум! Обратимся к источникам.

Римский военный деятель IV века Вегеций в работе «Краткое изложение военного дела» сообщает: «Тессерарии это те, которые сообщают по палаткам воинов тессеры приказы военачальника, в силу которых войско выступает на какую-либо работу или войну».

Названия глав этой книги исчерпывающе передают систему тактики римской армии: «Нужно ли вести войну внезапными нападениями (1), вылазками (2) или засадами (3) или же вступать в открытое сражен ие (4). . Как отступать (5) на глазах у врагов, если будет решено не начинать сражение... Что делать, если бежит (7) все войско или часть его».

Итак, совокупность боевых действий римлян представляла собой шестиступенную упорядоченную систему. Это четыре вида активных действий: 1) нападение, 2) вылазка, 3) засада, 4) открытое сражение и два пассивных: 1) запланированный отвод войск, 2) вынужденное отступление, бегство. Кубик содержит все эти виды боевых решений. Более того, Вегеций сообщает, что во время сражений подаются следующие сигналы: 1) «мах» — сражаться, 2) «сха» стоять на месте, 3) «ки» — идти вперед, 4) «хутх» - возвращаться. Далее он добавляет: 5) «зал» марши, 6) «хутх» маневры.

Другой выдающийся римский писатель, Фронтин (40 103 гг.), опытный полководец и консул, называл в книге «Стратегемы» следующие формы военных действий:

1) решительное сражение,

2) уклонение от решительной схватки, 3) перенос сражения

Загадки

(на море и на вражескую территорию) ,4) засады, 5) столкновения^) оборона (и осада городов).

Перед сражением (или началом кампании) метали кости, используя «тускус альвеус» - «этрусскую доску» с бортиками, пирамиду или мешочек Выпавшие кости предвещали сценарий кампании или сражения и позволяли делать прогноз с учетом всех неожиданностей, воспринимавшихся как воля богов Полученный «сигнум», слово-приказ, доставлялся в подразделения.

«Ит белло тессера сигнум», писал об этом Вергилий. («Пришла тессера со знаком «сражаться».) «Омнибус тессерам даре» («дать всем тессеру») означало «отдать общий приказ». «Один солдат... является к палатке трибуна, получает пароль, начертанный на тес-сере удаляется... отдает ее начальнику ближайшего отряда, а потом таким же образом следующему. Если возвращены все таблички, трибун знает, что пароль объявлен всем отрядам», свидетельствует Полибий во «Всеобщей истории».

Роль, которую играли боевые тессеры в баталиях того времени, можно видеть на примере поражения, постигшего войско Брута в 42 г. до н. э. «Отданный пароль успели получить лишь немногие,— писал Плутарх. - Среди наступившего беспорядка легионы утратили связь и оторвались один от другого»

исчезнувших цивилизаций

Управление с помощью тессер способствовало повышению тактического мастерства римлян. Основанный на «воле богов» приказ, начертанный числом или словом на верхней гранй брошенного кубика, должен был исполняться энергично и беспрекословно. Исключались сомнения, колебания, нерешительность. Это создавало «фасцина-цию» - единство всего войска во главе с командиром.

Бесспорно, с точки зрения современников Цезаря, бросание костей акт важный и необходимый. Для ревнителей божественного права это дивинация (вопрошение богов о их воле), для полководца фасцинация, для солдат церемония (от этрусского термина «священнодействие, торжественный акт»). Но есть ли польза от метания жребия с нашей прагматической точки зрения? Ведь выпадание тех или иных слов либо чисел1—совершенно случайный, вероятностный процесс... Однако посмотрим, что говорит на этот счет современная наука.

«Решенир это определенный выбор из ряда возможностей. Достаточно 1пи имеющейся информации для правильного выбора решений? Нередки случаи, когда опираться jHa опыт и здравый смысл просто невозможно» (Е. Вентцель, «Исследование операций»).

41