Техника - молодёжи 1990-08, страница 44

Техника - молодёжи 1990-08, страница 44

«Как уменьшить неопределенность, насколько ее надо уменьшить перед тем, как перейти к действиям, и какие действия следует считать разумными при наличии неопределенности?» (У. Моррис, «Логические основы обучения и принятия решений»).

«Как поступить в случайной обстановке? Как можно смягчить неприятности, связанные со случайными помехами в пути?.. Случай помощник в стратегических играх. Среди методов есть и случайный поиск» (Л Распутин, «Этот случайный, случайный, случайный мир»).

Герои античности предводитель греков в троянской кампании Агамемнон, командир корабля «Арго» Язон, Александр Македонский, а также Персей, Геракл, Тезей перед каждым походом получали через оракулов согласие Зевса и Аполлона. Римляне обращались к жрицам и пророкам,

бросали жребий, получали нужные для себя ответы и добивались победы. Ответ оракула знали все воины и стремились к победе любой ценой, знали его и враги, знали и боялись предсказания. А ведь оно состояло всего-навсего из нескольких несвязных слов, которые гадавший толковал в свою пользу. Если же пророчество не сбывалось, следовательно, воля богов была неправильно понята.

Вспомним Креза, вопросившего пифию: «Перейти ли мне реку Га лис?» Ответ, как известно, гласил: «Перейти и разрушить великое царство». Он перешел реку и проиграл кампанию. В результате было разрушено великое царство его собственное.

В условиях риска, азарта, спешки побеждает чаще не строгий расчет и логика, а догадливость, чутье, решительность, психологическая проницательность. «Подход к универсуму как к великому игорному дому оказался в высшей степени плодотворным» (А. Постников, «Вероятностная теория чисел»).

Но этому «новому подходу» немало тысяч лет. В хозяйственных расчетах нельзя не учитывать случайность, иначе руководителя ждет крах. Если производство еще можно как-то планировать, то как планировать потребление? Если можно предсказать начало войны, то как предсказать ее окончание?

Древние учитывали это в своей «кибернетике». Риск преодолевает случайное невезение. В Древнем Риме употреблялась и другая модификация гадательных костей. так называемые «оттенские кости». На грани кубиков наносились слова: и, ва, эст. орти, каиус, волоте. Длина слов в буквах, как видим, возрастает от одной до шести. А смысл их такой: и - иди, ва (вафе) хитри, hi стой на месте, орти (ортиг.ус) восточный ветер, буря кантус (от каиа сеча, розга, каедо бить) разбитый, волоте (воли те) - хочу тебя, избираю тебя в жертву. Таким образом, набор команд «оттен-ских костей» аналогичен набору «тосканских».

Слова, искусственно сокращенные или соединенные в одно, обладают таинственной сакраль-ностью, многозначной неопределенностью, императивностью. В то же время «оттенские кости» это не только инструмент мантики, то есть предсказания, но и магии кол

довства, направленного на подталкивание событий в нужном направлении.

Слово написанное, изреченное от имени бога считалось волей рока. Жребий был также инструментом, помогавшим выбрать вариант решения и немедленно приступить к его реализации.

«Нет ничего труднее, и нет ничего важнее, чем решаться» (Наполеон) .

Гадание Цезаря должно было воздействовать на армию и сенат, на него самого и на врага, на людей и богов Историки не сообщили, какой жребий бросил Цезарь, но ответом на его вопрос, по-видимо-му, стало слово «иди». Было ли онс написано по-латыни одной буквой «И» или по-гречески двумя «КИ»? Или на цифровом кубик* выпала римская цифра «I», читав шаяся на обоих языках «И» и означавшая все то же «иди»? Это неизвестно, но и неважно.

Это была «тессера милитарис» — секретная боевая тессера. Кубик сказал Цезарю: «Иди, ступай (переходи) реку Рубикон».

А сделав шаг к цели, Цезарь объявил «городу и миру»: «Рубико транзитур эст» - «Рубикон перейден!»

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Бесспорно, подобранный Г. Тубертом фактический материал, сделанные им расшифровки древних надписей (отдадим должное скромности автора — его роль в этой расшифровке из текста неочевидна) весьма интересны. Однако складывается впечатление, что в вопросе о том, насколько рациональным может стать решение, принятое на основании выпавших очков, Г. Ту-берт склоняется к традиционной трактовке: бросание жребия оказывает в основном чисто психологическое действие на участников акции. На наш взгляд, возможно и еще одно толкование.

Проблемой принятия оптимальных решений в условиях, когда информация неполна и, кроме того, имеется противник, стремящийся всеми средствами помешать выполнению поставленной задачи, занимается теория игр — одна из самых молодых математических дисциплин, сложившаяся только в XX веке. Разумеется, сколько-нибудь подробно рассказать об этой науке на нескольких страницах невозможно — впрочем, к услугам желающих обширная литература. Отметим лишь одно обстоятельство, имеющее,

42