Техника - молодёжи 1990-08, страница 61

Техника - молодёжи 1990-08, страница 61

округлившимися от долгого употребления углами, в растерзанных переплетах, они сиротливо жмутся на полках. Нам приходилось реставрировать и переплетать редкие антикварные книги, явно использовавшиеся в качестве подставки для сковороды, и даже книгу с пулей, застрявшей в толще страниц.

Нелепо смотрятся старинные книги в любительских бумвинило-вых переплетах, зачастую технически безграмотных. Такие книги нередко попадают к нам в мастерскую.

В государственных фондах и библиотеках проводят работу по реставрации и переплету хранящихся там книг. Но средства на это выделяются мизерные. Материалов и мастеров не хватает. Многие книги переплетаются втачку — книжный блок прокалывается насквозь в 1 2 см от корешка и сквозь отверстия протягивается бечевка. При этом, бывает, страдает д$же текст Такой способ подходит для переплета дипломных или курсовых студенческих работ, подшивки газет, но никак не для антикварной книги. Современные библиотечные книги переплетаются в основном в бумвинил,ледерин, коленкор. Тиснение применяется в редчайших случаях. Квалифицированная реставрация листов, как правило, отсутствует - книга просто обрезается с трех сторон. Но ведь никому в голову не придет таким образом «реставрировать» полотно Рембрандта или Рафаэля! Почему же к произведению книжного искусства отношение столь варварское?

Многие владельцы современных и старинных книг занимаются их реставрацией и переплетом самостоятельно. Руководствуясь мнением, что книгу может переплести каждый, они забывают: нет такого ремесла, которому не следовало бы учиться. Любители используют в основном клей ПВА, который не надо готовить, бумагу он схватывает намертво, да к тому же, говорят, не гниет.

По нашему глубокому убеждению, подтвержденному долгим опытом работы со старинной книгой, несмотря на все свои полиграфические достоинства, клей ПВА ни в коем случае нельзя применять при реставрации антикварных книг. Когда нам в руки попадает книга, проклеенная ПВА, очень часто при ее разборке рвутся в сгибе все внешние листы тетрадей книжного блока. Применение ПВА исключа

ет основное правило любой реставрации обратимость процесса. К тому же клей этот новый, не проверен временем — никто не может сказать, как он подействует на бумагу через 100—200 лет. Если вы собрались самостоятельно переплести свои книги, то лучше пользоваться традиционными клеями животного или растительного происхождения. И уж совсем недопустимо использовать силикатный (жидкое стекло), «суперцемент» и подобные клеи. Они с течением времени разрушают бумагу.

Некоторые «любители», которым читатель сам подберет определение, вырывают дешевую книгу из кожаного переплета и, заклеив название, втискивают в переплет книжный блок более дорогой книги. При этом из-за естественного несоответствия размеров книжный блок зачастую обрезается под формат крышек. Новый блок, безграмотно прикрепленный к крышкам, либо болтается в них, либо разрывает переплет. Испортив две книги, современный варвар тем не менее остается очень доволен собой.

Взгляд большинства нынешних, особенно начинающих,, собирателей книги привечен к внешнему виду книг современных. Многих, к примеру, раздражает вид неровных краев листов книжного блока. По их просьбе переплетчики государственных мастерских подрезают старую книгу под новые форматы чуть ли не до самого текста. Лишь бы обрез был ровный и заказчик доволен.

Желающим переплести книгу (особенно антикварную) надо помнить, что переплет — как явление — содержит в себе две неразрывные составляющие: эстетическую и функциональную. Органичного сочетания этих функций можно достичь лишь в ручном классическом переплете Но десятилетиями ждать возрождения ремесла, глядя, как тысячи и тысячи книг пропадают навсегда, было бы не только неправильно, но и преступно.

Мы пишем о наболевшем, глубоко и остро воспринимая все, что касается переплета. Читателю может даже показаться, что все современные собиратели и переплетчики горят желанием искалечить книгу. Конечно же, это не так. И не врагов, а союзников мы видим в них. Часто вред книге наносится по незнанию.

Переплетая книгу или договари

ваясь о изготовлении переплета, подумайте о том, что уникальная, редкая книга принадлежит в конечном счете не вам лично, а всему человечеству. Вы только временный хранитель ее. Кто-то сберег ее до вас, кто-то возьмет эту ношу после. Книха пришла к вам как посланец культуры прошлых веков и перейдет к потомкам как посланец века нынешнего.

Если вы сами решили подклеить выпавший лист, соединить разрыв (проклеивать нужцо полосками папиросной бумаги с двух сторон листа, иначе бумага покоробится), заварите обычный крахмальный или мучной клейстер. Чтобы улучшить качество, на стакан клейстера надо добавить буры на кончике чайной ложки. Для проклейки корешка используется костный клей с маленькой добавкой глицерина и буры.

Книжный блок нужно обрезать как можно меньше (!) или не обрезать совсем,чтобы книга не потеряла первоначальный формат. Редкие, особо ценные библиофильские издания с большими полями или книги, напечатанные на бумаге ручной выделки (с утончающимися к краю страницами такова была технология), не обрезаются вообще!

Обложки (не путать с переплетными крышками), если они есть, обязательно сохраняются и пришиваются на бумажных или тканевых шарнирах вместе с первой и последней тетрадями блока. Если печатный текстовой корешок сохранился, то он пришивается вместе с задней обложкой после нее.

Отдельные элементы переплета должны гармонировать друг с другом в цветовом отношении. И самое главное, помните призыв Гиппократа, обращенный ко всем лечащим,— не навреди!

ОТ РЕДАКЦИИ. Когда материал готовился к печати, И. С. Глазунов — ректор Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества — сообщил нам, что администрация института в целях возрождения старинного ремесла художественного переплета приняла решение создать при академии учебно-производственную мастерскую.

59