Техника - молодёжи 1990-09, страница 6

Техника - молодёжи 1990-09, страница 6

электроэнергии во Франции (Зают АЭС. Несмотря на это, французы не подвержены радиофобии. Например, любители виндсерфа спокойно катаются в водоеме в окрестностях города Сен-Jlo, на берегу которого стоит градирня 900-мега-ваттного атомного реактора. Интересно, что французы практически не пользуются индивидуальными радиометрами. Люди

полностью доверяют официальной информации. Это плоды честных, открытых отношений между населением и государством и ведомствами. Кроме того, во Франции внедрена система «Милютель». Суть ее в том, что на дисплее, который подключается к телефону, набрав известный всем номер, можно получить подробную информацию о каждой АЭС включая уровни

Счетчик Гейгера — это металлический цилиндр, из которого выкачан воздух. Внутри цилиндра протянута проволочка. Она заземлена. Цилиндр же соединен с отрицательным полюсом высоковольтной батареи. Таким образом между нитью и корпусом цилиндра существует разность потенциалов. Заряженная радиоактивная частица, вторгаясь в цилиндр, создает электрический импульс. Благодаря усилителю его можно услышать. Регистрирующее устройство подсчитывает пролетевшие частицы и выводит на эк-ран-индикатор, работающий на жидких кристаллах, информацию об уровне радиации.

Вспомним: радиоактивное излучение бывает трех типов. Гамма-лучи — поток энергоемких фотонов, альфа-ча-стицы, представляющие собой ионизированные, лишенные электронных оболочек атомы гелия, и бета-частицы — электроны.

Наименьшей проникающей способностью обладают альфа-частицы, которые задерживаются даже тонкой алюминиевой фольгой. Напротив, гамма-лучи пронизывают слой свинца толщиной в несколько сантиметров. Поэтому радиометры фиксируют наиболее вредоносные, разрушительные для живых клеток гамма- и бета-лучи.

Все детали РКСБ-104 организованы воедино с помощью микросхем. Прибор работает на специальных батарейках.

На его задней крышке есть свинцовые фильтры, задерживающие бета-лучи. Если ее закрыть, будет фиксироваться только гамма-излучение. Для определения бета-излучения достаточно снять крышку и поднести прибор к исследуемому объекту.

радиации воздуха и воды вблизи нее. Любой человек вправе использовать систему когда как и сколько ему хочется

Сразу же после Чернобыльской катастрофы Центральная служба защиты от ионизирующей радиации министерства здравоохранения Франции передала советским ученым аппаратуру, измеряющую дозы внутреннего облучения людей и всевозможных проб — продуктов питания, земли, растений и т. п.

Конечно, смастерить в домашних условиях чуткий и надежный радиометр очень трудно: нужны дефицитные детали, контрольно-измерительная аппаратура. Да и почему, собственно, сапожник должен печь пироги? Так от дефицита мы никогда не избавимся!

Для справки: радиометр — прибор, измеряющий активность радиоактивных источников; дозиметром определяются дозы поглощенных радиоактивных излучений.

ДОЗЫ РИСКА

Что означают входящие, увы, в наш обиход микрорентгены?

В этих единицах, как все мы знаем, измеряется интенсивность радиоактивного облучения. А какова суть подобных физических показателей и как они соотносятся с нашим здоровьем?

Получение дозы в 1 рентген (1 Р) соответствует поглощению каждым граммом тела 83 эргов энергии, возникающей при радиоактивном распаде атомов. Это, можно сказать, энергетические удары по биологическим молекулам и клеткам, способные исказить их нормальную жизнедеятельность. В результате нарушается обмен веществ в организме, снижается выработка красных кровяных телец, ослабляется иммунитет...

В здоровой природной обстановке мы живем при естественном фоновом облучении, которое создается космическими лучами и рассеянными радиоактивными источниками. Его обычно выражают в миллиардных долях рент

гена — микрорентгенах (мкр). Фоновое излучение редко превышает 10— 20 мкр/ч. Все живое на Земле к нему прекрасно приспособлено. Даже десятикратное увеличение фона при недолгом воздействии вполне безопасно.

Значительные поражения организма, называемые лучевой болезнью, возникают при дозе порядка 200 р. А если она в 2—3 раза выше, велика вероятность смертельного исхода. Причем дозу не обязательно получить разом: она может накапливаться в результате постоянного облучения. Беда еще в том, что многие радиоактивные элементы наш организм наивно воспринимает как добротные питательные вещества и усваивает их. Скажем, радиоактивный стронций выступает в роли заместителя кальция в костях. В таких случаях клетки организма облучаются внутренними радиоактивными источниками. Одни из них (например, изотоп йода) распадаются сравнительно быстро и не успевают сильно навредить. Но есть и долгожители, постоянно подтачивающие живую ткань, как червь.

Вне загрязненных районов облучаемся мы в ничтожной степени — 10— 20 мкр/ч. А опасные эффекты наблюдаются обычно при дозах, превышающих 0,6—0,7 р/год. Считается, что человек может безболезненно набрать за жизнь 40—50 р.

И все же общая закономерность сохраняется: чем выше доза — тем больше риск. Потому каждому жителю полезно, а подчас и необходимо контролировать уровень радиоактивности окружающей среды, пищи, одежды. Для этого надо иметь индивидуальный радиометр-дозиметр — запрещенный народу в застойное время прибор, а сейчас просто дефицит.