Техника - молодёжи 1990-11, страница 24

Техника - молодёжи 1990-11, страница 24
МАЛЮТА ДЕЛО ЗНАЕТ

В 1937 году Шарапов впервые бежал Его, главного инженера соляного рудника па юге Узбекистана, предупредили, что готовился арест. Прыгнул на ташкентском вокзале в московский поезд и несколько месяцев прятался на даче знакомого работника оборонной промышленности. Потом о нем как будто забыли. Приняли на службу в один из трестов образовавшегося Наркомата авиационной промышленности. Но очень скоро нарком М. М. Каганович, брат одного из соратников Сталина, наркома путей сообщения, наркома тяжелой промышленности, депутата Верховного Совета СССР, дал понять новичку, что прекрасно осведомлен о ташкентском бегстве. «Товарищ Шарапов! Нам срочно нужен пьезокварц. Хотя бы несколько килограммов. Сможете найти?» Шарапов без колебаний согласился. Взгляд М. М. Кагановича был красноречив. «Найдешь — тебя простят. Нет — не мальчишка, сам понимаешь...» (М. М. Каганович вскоре погиб. Всемогущий Л. М. Каганович отвернулся от брата. А Шарапова пока что он спас.)

Месторождение Шарапов разведал. Кристаллы минерала оказались настолько хорошими, чго доклад геолога пожелал выслушать академик С. И. Вавилов, физик-оптик, будущий президент АН СССР.

В 1938 году Шарапову поручили возглавить полярноуральскую экспедицию по поиску пьезо-кварцевых жил. Пластинки из ньезо-кварца использовались как стабилизатор радиоволн в передатчиках, которыми оснащались самолеты. Должность начальника подобной экспедиции считалась ответственной и престижной. Простили? Забыли? Не знал Шарапов: парни из НКВД дожидаются его в Березове, чтобы арестовать на обратном пути. А он случайно изменил маршрут и погнал оленей вдоль Уральского хребта до г. Серова. Приехал в трест—на него уже и табель не ведут Шарапов - на Лубянку. За что?

«Вы но всей тундре заложили продовольственные склады. Кто дал такое указание? Для кого предназначено продовольствие? Не для бегущих ли из Воркуты осужденных?»

Четыре с половиной часа потребовалось Шарапову для ответа. Его отпустили. Такое случалось, хотя и нечасто. Допрашивавший майор поверил, что консервы нужны геологам действительно не меньше, чем геологические инструменты.

...Семнадцать лет в общей сложности Шарапов месил проселки в экспедициях. Средняя Азия, Полярный Урал, Сибирь, Волынь, Памир, Донбасс. Им разведаны месторождения угля, топазов, золота, пьезо-кварца...

В 1947 году ему снова пришлось бежать. С Ленскнх золотых приисков. С должности инженера по подсче-