Техника - молодёжи 1990-11, страница 51

Техника - молодёжи 1990-11, страница 51

В чистом виде разнесенное бронирование применили в модернизированных «леопардах» A3 и А4. Но на большинстве машин третьего поколения используют комбинированное, когда пространство между листами стали заполняют материалом, стойким к воздействию кумулятивной струи. После теоретических исследований и многочисленных экспериментов установили, что керамика и пластмассы при малом удельном весе способны даже гасить ее — это объясняется высоким уровнем межмолекулярных связей, на разрушение которых и расходуется кумулятивный поток. Заметим, что комбинация таких материалов с броней позволяет заметно уменьшить вес защиты.

Впервые такую систему опробовали в Англии, на опытном танке F. Y.42-11 в 1971 году. По названию городка, где находится британский научно-исследовательский центр, новую броню прозвали «чобхэм». Информацию о ней передали специалистам США и ФРГ, занимавшимся совместно танком МВТ-70, а когда контракт на «международную» машину расторгли, те и другие применили «чобхэм» на национальной технике.

Напомним еще один термин. Живучесть танка. Дело в том, что в бою всегда найдется нечто, способное если не погубить, то вывести его из строя. Как показали конфликты на Ближнем Востоке, достаточно небольшой пробоины, чтобы внутри боевой машины вспыхнул пожар или детонировал боекомплект. Поэтому современные танки разделяют на изолированные отсеки, передние топливные баки экранируют и заполняют пенистым полиуретаном. Кстати, помимо основной функции, баки еще играют роль противокумулятивной и противорадиационной защиты.

Боекомплект теперь не держат в одном месте. Часть его располагают в наиболее защищенной, развитой кормовой нише башни, отделив от боевого отделения броне-шторками, а над ними — в крыше— устраивают вышибные пластины. Боекомплект второй очереди укладывают в бронеящике на полу боевого отделения, в который также встроены такие же пластины. При детонации взрывная волна сносит их и уходит наружу. Иногда артиллерийские выстрелы помещают в контейнеры с негорючей жидкостью. Но если огонь все же вспыхнет, автоматически, всего

за 60—100 мс, включается система пожаротушения.

На израильском «Меркаве» повышенная живучесть обеспечивается тем, что силовая установка размещена в передней, наиболее поражаемой части, в корме же находится люк, через который экипаж покидает подбитую машину под ее прикрытием.

Известно, что наибольшую опасность для экипажа и оборудования представляют раскаленные осколки. Даже в том случае, если броня не пробита, в месте удара снаряда изнутри срываются куски разогретого металла, поражая танкистов и выводя из строя технику. Нынешний 105-мм бронебойный снаряд, пробивая 200-мм лист, вгоняет внутрь машины до 7 кг осколков, а современный 120-мм дзет их до 400!

Поэтому корпус изнутри стали покрывать подбоем из полиуретана, тефлона или стеклопластика с углеродным волокном. Они удерживают часть осколков и проникающую радиацию. Необходимым элементом экипировки танкистов стали бронежилет из ткани кевлар с дополнительнымй кармашками для бронепластинок, герметичный шлем, защищающий голову от огня и металла.

Итак, к началу 80-х годов бронетанковая техника вышла на качественно новый уровень развития, который зарубежные специалисты сравнивают с переходом в середине 30-х годов на проти-воснарядное бронирование.

Но и ответные контрмеры не замедлили — появились проработки противотанковых управляемых реактивных снарядов с тандемным или наклонным расположением кумулятивной выемки, бесконтактным взрывателем, новых мощных бронебойных снарядов, боеприпасов, поражающих танк сверху, где броня слабее. Так, модернизированная ракета «Тоу-2» пробивает броню толщиной до 850 мм, а 120-мм снаряд и 330 мм. Конструкторам танков пришлось снова заняться усилением защиты боевых машин.

...Еще в 1954 году в США был заявлен патент на «Противо-снарядную защиту бронированных объектов», согласно которому подлетающий к танку снаряд или ракету нужно уничтожать встречным взрывом. Через десять лет в ФРГ и еще через пять лет в США и Англии запатентовали подобные

Усиление эффективности американских противотанковых средств. В — толщина пробиваемой брони (для противотанковых ракет под углом 0°, для бронебойных снарядов с 2 тыс. м под углом до 60°).

устройства, а 14 мая 1974 года французы опубликовали описание оптимальной конструкции такой динамической защиты. Осуществили ее в 1982 году инженеры израильской фирмы «Рафаэль».

Она представляет собой плоские, прямоугольные контейнеры с взрывчаткой, инициируемой при попадании снаряда или кумулятивной струи, но не реагирующей на пули и осколки. Благодаря встречному взрыву эффективность кумулятивного заряда снижается на 60— 80%, бронебойные снаряды хотя и не уничтожаются, но «сбиваются с курса», из-за чего меняется угол их встречи с броней со всеми вытекающими последствиями...

Для танков 90-х годов создается новый вариант динамической защиты — контейнеры встраивают между разнесенными бронелиста-ми. Такая конструкция получила название активной брони.

Другая идея заимствована у моряков, давно применявших для уничтожения подлетающих ракет скорострельные артиллерийские комплексы. Например, фирма «Ма-ркони» изготовила автоматическую спаренную, 7,62-мм установку с радиолокатором миллиметрового диапазона, которая монтируется на башне «Челленджера». Максимальная дальность стрельбы из нее достигает 600—900 м, а на уничтожение цели требуется . не больше 20 патронов.

Как видите, соревнование средств поражения и защиты, начатое изобретателями меча и щита, продолжается и в наши дни.

4 «Техника-молодежи» № 1 I

49