Техника - молодёжи 1990-12, страница 38

Техника - молодёжи 1990-12, страница 38

Самозарядные

Автор статьи — сотрудник Центрального музея Вооруженных Сил СССР Сергей ПЛОТНИКОВ.

Художник — Михаил ПЕТРОВСКИЙ.

«Самозарядное оружие» (рассчитанное на ведение огня только одиночными выстрелами) — такое словосочетание появилось и утвердилось не сразу. В отличие от других автоматических систем здесь спусковой механизм оснащался разобщителем, который и обеспечивал одиночный огонь. Конечно, в скорострельности оно уступало автоматическим винтовкам, зато превосходило их по количеству попаданий, а по сравнению с магазинным имело темп стрельбы в 2,5 раза выше. Это обстоятельство и привело к тому, что в 20— 50-е годы в мире появилось несколько десятков вариантов самозарядных винтовок и карабинов.

...В отличие от бума вокруг автоматического оружия, последовавшего за русско-японской войной, работы над самозарядным, развернувшиеся после 191В года, шли спокойно и методично. Прежде всего конструкторам пришлось долго выбирать оптимальный принцип действия механизмов. Сначала остановились на использовании отдачи с запиранием патрона в стволе полусвободным затвором — тогда оружие получалось легким. Таким путем пошел американский инженер Педерсен. У спроектированной им в 1922 году самозарядной винтовки был неподвижный ствол, а затвор состоял из трех частей, две из которых замедляли движение боевой личинки при откате, и стреляная гильза извлекалась достаточно аккуратно. Для того чтобы уменьшить массу винтовки, облегчить работу автоматики, Педерсен применил патроны уменьшенного до 7 мм калибра — пачка с десятком их размещалась в постоянном магазине.

Однако такой инженерный прием не был свободен от недостатков. Иногда гильзы все же разрывались при извлечении и возникали задержки в стрельбе. Конечно, этого можно было избежать за счет их смазки, но тогда в конструкцию винтовки пришлось бы вводить маслоподающее устройство. В конце концов большинство разработчиков предпочло отводить пороховые газы из ствола в трубку, чтобы, пройдя по ней, они воздействовали бы через поршень с толкателем на

затвор. Оружие становилось хотя и тяжелее, но безотказным.

Такого мнения придерживался и чехословацкий инженер Холек, создавший в 1929 году, после двух лет поисков, самозарядную винтовку ЗХ-29. В июне, на испытаниях в США, ее признали лучшей, тем не менее ни чехословацкие, ни американские военные не приняли ее. В 1930—1932 годах винтовка Холека и улучшенная модель 3X-32 шли в основном на экспорт, они были даже на вооружении японской кавалерии, а после захвата Чехословакии нацистской Германией попали и в вермахт.

Несколько десятков ЗХ-29 имели императорские гвардейцы Эфиопии, которая в 1935—1936 годах вела оборонительную войну против итальянских колонизаторов. А у тех подобного оружия было куда больше, ведь в 1931 году армия фашистской Италии получила самозарядки системы Скотти. И они действовали за счет энергии пороховых газов, отводившихся при выстреле через боковое отверстие, но патрон запирался только поворотной боевой личинкой, причем ведение огня производилось с «открытого затвора». Перед выстрелом он удерживался шеп-талом в крайнем заднем положении, а когда стрелок нажимал на спусковой крючок, оно опускалось, затвор устремлялся вперед, срывал с подавателя магазина патрон, посылал его в ствол и накалывал капсюль. Впрочем, такая конструкция оказалась небезопасной, ведь находящийся на боевом взводе затвор мог сработать после любого толчка, а устройства, предохраняющего от случайных выстрелов, Скотти не предусмотрел. Самые же удачные модели самозарядок в 30-е годы появились в США и у нас.

С 1936 года в американскую армию стали поступать М-1, самозарядные винтовки Гаранда, которые он начал разрабатывать еще в 1926 году. Но, как только их решили поставить в массовое производство, выяснилось, что М-1 крайне сложна и трудоемка. Поэтому государственная оружейная фабрика в Спрингфильде смогла за четыре года изготовить лишь 50 тыс. «гарандов». В 1940 году конструктор модернизировал и улучшил винтовку, и к моменту вступления США во вторую мировую войну ее выпуск наладили на нескольких предприятиях. К осени 1945 года они передали в войска 402,4 тыс. «гарандов», которые полностью вытеснили магазинные винтовки. Подобно большинству самозарядок, М-1 действовала за счет отвода пороховых газов, но магазин вмещал 8 патронов, а не 5—10, как обычно, причем они сначала вставлялись в металлическую обойму, а потом уже поступали в него.

У нас в мае 1938 года совместным приказом наркомов обороны и оборонной промышленности объявили конкурс на лучший образец самозарядной винтовки для РККА. Требования предъявлялись жесткие — оружие должно быть конструктивно простым, безотказным при загрязнении и чрезмерной смазке, иметь минимум задержек при стрельбе при любых температурах.

На огневой рубеж вышли стрелки с несколькими экспериментальными винтовками, в том числе созданной известным оружейником Ф. Токаревым. Она была рассчитана на прицельную дальность огня до 1,5 тыс. м, оснащена 10-зарядным отъемным магазином и автоматикой, работающей при отводе пороховых газов. По мнению членов комиссии, ни один из представленных образцов не выдержал условий конкурса, но более близким к ним оказался токаревский. В конце 1938 года, после доработки, винтовку вновь испытали и в начале 1939 года приняли на вооружение под обозначением СВТ-38 (к выпуску приступили через семь месяцев). После опробования в советско-финляндскую войну ее укоротили и облегчили. Эту модель, СВТ-40, производили до января 1945 года.

Кстати, в Великую Отечественную войну трофейные СВТ под обозначением «453Р» весьма охотно применяли в вермахте, не имевшем подобного оружия. Туда только в 1941 году стали поступать громоздкие самозарядки фирм «Вальтер» и «Маузер», но у них сразу выявились неустранимые пороки. Дело доходило до того, что солдаты нередко обменивали их на старые, но надежные и удобные магазинки. К 1943 году немцам удалось улучшить «вальтер» и запустить его в производство под маркой Г-43(В) вместе со снайперским вариантом.

Проектирование самозарядных винтовок продолжалось и после второй мировой войны. Так, в 1949 году французы разработали МАС-49, над которой специалисты фабрики в Сент-Этье-не начали трудиться еще в 1944 году. Эта винтовка, созданная под патрон образца 1929 года, имевшая у дульного среза приспособление для ведения огня ружейными гранатами, почти 30 лет состояла на вооружении французской армии, экспортировалась в Алжир, Индию, другие страны (с 1956 по 1978 год выпускалась ее модификация МАС-49/56).

Конструктивно к ней была близка египетская «Хаким», изготовленная на базе шведской винтовки Люнгмана образца 1942 года. Она и по сей день состоит на вооружении армий Египта и Того.

36