Техника - молодёжи 1991-01, страница 13

Техника - молодёжи 1991-01, страница 13

раскрывались секреты, каким образом можно выиграть крупную сумму. Журналисты провели мини-расследование, и выяснилось — Хорст фон Зибург играл в рулетку один-единственный раз в жизни, да и то неудачно...

Использование базы знаний, сообщающейся с чрезвычайно различными информационными областями, безусловно, сделает человека эрудированнее, грамотнее, расширит границы его образования. Но станет ли он умнее?..

ДЕЙСТВОВАТЬ ПО СИТУАЦИИ

Теперь о парадоксах и противоречиях ситуационного управления. С одной стороны, объекты этого управления — исключительны, уникальны. «Их называют по-разному,— пишет Д. А. Поспелов,— плохо определенные или слабоструктурированные, организационные или обладающие «свободой воли».

С другой стороны, для безошибочного управления ими нужна как можно более полная база данных. Что за управление без предварительной информации?

Это противоречие не выдумано — такова реальность системы ситуационного управления. Они «не могут оптимизировать сам процесс управления: они ориентированы лишь на такое управлЪ* ние, когда достигнутые результаты будут не хуже лучших результатов, которые мог бы получить человек,— таков взгляд Д. А. Поспелова.— Метод ситуационного управления можно считать эвристическим».

А если так, то — каким образом в этом странном подходе происходит управление ситуациями?

Четыре операции, четыре информационных этапа являются движущими силами этого метода.

Анализ. Ему подвергается входная текущая ситуация — следует ли вообще вмешиваться в процесс? Случается, что не следует. Но если нужно, включается вторая операция.

Классификация. Выясняется, какому из классов — формализованных, самостоятельных классов — эта ситуация принадлежит. Непростая сама по себе операция — в иных случаях ЭВМ выполняет сравнение до десятков тысяч признаков

Корреляция. Здесь во всю мощь разворачиваются действия базы знаний, ибо требуется установить, какое именно логико-трансформационное (корреляционное) правило окажется наилучшим для управления ситуацией. Хорошо, если такое правило окажется единственным, когда же в конкуренцию вступят несколько правил, в вычислительный

процесс подключается четвертая операция.

Экстраполяция. Обработке подвергается каждое из предварительных решений. Выясняется, какое из них наиболее целесообразно. Сложная и длительная работа, объемная и ответственная.

Бывает, что четыре основных операции не дают результата; тогда активизируется блок дополнительный, вспомогательный — случайного выбора. Его решения осторожны — получив любое из них, объект управления либо не меняет своего состояния, либо меняет его весьма незначительно. «Не навреди» — принцип работы блока случайного выбора.

Противоречить ситуации не следует — это может дорого обойтись. Познать уникальность, исходить из индивидуальности, стартовать от единственности — вот что предлагает в итоге «прощупывающее» ситуационное управление. Да и сами эти принципы не являются ли известными максимами гуманизма, перенесенными на область вычислительной техники?

Принцип аналогии. Один из возможных методов управления ситуацией — если позволяет ее контекст. «Человек, лишенный ума, становится не человеком» — что, если перенести эти пушкинские слова на ЭВМ с искусственным интеллектом? И разве не может служить своего рода руководящим правилом шуточный афоризм — «Неточно спланированная программа требует втрое больше времени, чем предлагалось; тщательно спланированная — только в два раза»? Впрочем, на том во многом и строится эвристический подход.

«Эвристический» означает: «основанный на находке». То есть не всегда на строгой логике. Вот это поразительно — ситуационное управление, использующее логические алгоритмы, допускает и эвристику.

Многие идеи ситуационного управления заимствованы у человеческой психологии, а ряд правил на поверку оказываются формализованными слепками человеческого поведения. Но ведь и человек не всегда прав. Тогда — есть ли идеал?

Наверно, следует согласиться с Хьюбертом Дрейфусом — с его удачно сделанным наблюдением: «Модель, использующая правила, кажется единственно возможной только тогда, когда происходит отвлечение от человеческой ситуации,— то отвлечение, к которому стремились философы в течение двух тысячелетий и без которого не могут обойтись специалисты в области вычислительных систем в связи с бесконтекстным характером обработки информации на цифровых машинах».

ВПЕРЕД И ДАЛЬШЕ

Очевидно — метод ситуационного управления является средоточием многих научно-технических направлений и тенденций. Вместе с тем имеется целый ряд проблем, для решения которых отнюдь не требуется вооружаться ситуационным методом — эти задачи характеризуются невысокой сложностью и хорошей алгоритмичностью.

Но каковы перспективы? И что существует сегодня?

На Всемирной выставке «Экспо-85» демонстрировалась система автоматизированного перевода «Коммунилаб», «освоившая» четыре языка. Она обладала запасом по 100 тыс. слов для японского и английского языков и в 30 тыс.— для французского и немецкого. Размах создателей «Коммунилаба» станет понятным, если учесть, что словарь Шекспира составляет около 15 тыс. слов, а словарь Льва Толстого — примерно 20 тыс. слов.

А вот отечественная экспертная система 1989 года — «Эксперт» Обладая способностью обращаться к пяти различным базам данных (с более чем 900 правилами в каждой базе), она может обслуживать одновременно 16 пользователей по самым различным вопросам: диагностика заболеваний брюшной полости, консультации при авариях на бурильных установках, идентификация человека по отпечаткам пальцев...

Это — реальные разработки. Есть и крупные программы.

Одна из них, государственная (общеакадемическая) программа фундаментальных исследований «Информатика и вычислительная техника», принята в 1987 году. В ней наряду со столь мощными направлениями, как создание супер-ЭВМ (сейчас разрабатывается супер-ЭВМ «Эльбрус-3-1», обладающая производительностью более 1 млрд. опер./сек) или создание векторно-конвейерных ЭВМ с двухуровневой внешней памятью, заявлено и еще одно — проектирование серии машин пятого поколения, и ныне это направление набирает силы.

Другая государственная (общеакадемическая) программа фундаментальных исследований — «Исследование живой природы, включая вопросы биотехнологии» — вступила в строй в нынешнем, 1990 году, и кто знает, не претерпят ли известную коррекцию информативно-компьютерные разработки — ведь одна из подпрограмм, именуемая «Биоэлектроника», прямо обращена на изучение белковых молекул, которые, по мысли ученых, могут использоваться для построения вычислительных и логических структур, элементов памяти и т. п.

Таков разгон, взятый в завтрашний день.

1 1