Техника - молодёжи 1991-02, страница 14психобиофизическую реальность» (1983, № 2). Кроме того, в еженедельнике «За рубежом» была опубликована статья Т. Уильямсона «Лозоходство: миф и реальность» (1987, № 1413). Очевидно, подумалось мне, человек обладает какими-то биолокационными свойствами, о природе которых существует несколько взаимоисключающих точек зрения. От некоторых из них пришлось сразу же отказаться, так как они не давали объяснения еще одному весьма интересному явлению - ни с позиций магнитной чувствительности человека, ни с позиций воздействия на человеческий организм микролептонного сверхлегкого газа. Но в чем же суть упомянутого явления? В нашем коллективе работает Лариса Николаевна Гусева. Когда-то она, пока не стала мамой, ездила с нами в экспедиции, выполняя там обязанности художника и коллектора. Ей часто приходилось бывать на раскопах, вычерчивая их планы и стратиграфические разрезы. Но еще чаще она оставалась в лагере, так как надо было шифровать находки и делать их зарисовки. Короче говоря, самой ей покопаться в земле практически не удавалось. А ведь так хотелось найти что-нибудь необычайно редкое и красивое! И вот как-то утром, провожая нас на раскоп, Лариса вдруг обратилась к нам с мольбой-просьбой: «Вчера, когда я была на раскопках, мне так хотелось отыскать вырезанную из камня птичку, но, к сожалению, мне не удалось ее найти... Отыщите сегодня эту птичку!» В тот день был найден выточенный из нефрита павлин с бантом в клюве! Причем как раз там, где за сутки до этого была Лариса! В другой раз она чертила на раскопе план, но на следующий день не смогла туда пойти, так как необходимо было зашифровать большое число обнаруженных находок. И когда мы собрались на раскоп, она сказала, что у нее предчувствие, будто мы найдем сегодня керамическое пряслице и на нем — непонятные знаки. Нашему изумлению не было предела, когда такое пряслице было обнаружено, причем опять же на раскопе, где накануне побывала Лариса! В случае предсказания находки каменного изделия ни о какой, естественно, магнитной чувствительности не может быть и речи Следовательно, объяснение этому явле нию следует искать, исходя из принципиально иных позиций. Хотя я и не биофизик, тем не менее осмелюсь высказать по этому поводу свою точку зрения, в основу которой взята гипотеза профессора С. Стоева о том, что «человек физическая система, тело среди других тел» и что информация «может передаваться на физическом электронном уровне от одного тела к другому, в том числе от неживого объекта к человеку» («ТМ», 1983, № 2). И действительно, во всех описанных выше случаях каждый из участников перед тем, как увидел «вещий» сон или высказал предположение о находке, побывал, и притом сравнительно длительное время, на месте, где впоследствии и обнаружили названные им вещи Вполне вероятно, что, когда человек идет по земле, он, как физическая система, на электронном (или еще каком-то) уровне все время бессознательно получает информацию о том, что находится под его ногами или вокруг него. При этом ищущий «всегда проявляет определенную избирательность, исходя из своих потребностей», и отбрасывает ту часть информации, которая в данный момент не является для него существенной, тогда как существенная часть бессознательно воспринимается сознанием (С. С т о-ев, «ТМ», 1980, № 3). И если в момент, когда мысли человека поглощены желанием найти тот или иной предмет, он проходит над ним, лежащим в толще земли, то получает от него соответствующую информацию, сигнал, поскольку эта вещь и была именно тем существенным, о чем информация поступала в подсознание. И идущий этого пока не осознает, хотя обычно и испытывает не совсем понятное ему возбуждение. Лишь во сне бессознательно полученная информация преобразуется в зрительный образ или, как в случае с Ларисой Гусевой, в некое предчувствие. Так я склонен объяснять описанный мною феномен. Как оно на самом деле — покажут дальнейшие исследования в этом направлении. А потому можно считать, что вопрос пока остается открытым. Но надолго ли? Эрнст ШАВКУНОВ, доктор исторических наук, заведующий сектором археологии средневековых государств Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО АН СССР ПУТЯМИДРЕВНИХЖРЕЦОВЗнаменитые гигантские изображения, с огромной точностью прочерченные на поверхности плоскогорья Пампа-да-Наска в Перу, пожалуй, уже потеряли значительную часть своей загадочности После их многолетнего изучения, особенно исследовательницей из ФРГ М. Райхе, утвердилось мнение, что рисунки играли роль своеобразного звездно-планетного календаря (аналогичную, например, не менее знаменитому Стоунхенджу в Англии). Кстати, в ходе подобных исследований сложилась уже целая научная дисциплина-археоастрономия. В самом деле - четко направленные линии рисунков Наска указывают точки восхода и захода ярких звезд, а также Солнца в дни солнцестояний и т. п. Сами фигуры обозначают определенные созвездия, хотя здесь их названия были иными, чем в Старом Свете. Обезьяна, например, соответствовала Большой Медведице, паук-Ориону. Вот и эта фигура «Человека-Совы» на горном склоне по соседству с плоскогорьем Наска, указывая одной рукой на Землю, другую простирает к небу, туда, где звезда Арктур пересекает линию горизонта в начале мая. Скорее всего это существо символизировало связь горнего и дольнего миров - ведь таким посредником в мифологии андских народов считалась именно сова. Итак, с помощью «привязанных к земле» и одновременно обращенных к небу фигур ийгдейцы вели ритуальный «диалог» с небесными божествами; когда наступало их время-момент вос-> хода определенного светила. Но в чем заключался сам ритуал? В № 11 «ТМ» за 1987 год в статье «Баллада о космических «ушельцах» А. Арефьев и Л. Фомин из Горького предложили свою гипотезу о том, каким способом использовались рисунки. По их мнению, выбитые в камне 12 |