Техника - молодёжи 1991-03, страница 12

Техника - молодёжи 1991-03, страница 12

вать его уничтожению. Зачастую антигеном является не целиком бактерия или вирус, а лишь какой-нибудь белок или даже его участок на их внешней оболочке. Какие же антигены нужны для вакцины против беременности?

В прошлом году журнал «Ней-чер» сообщил об использовании в этом качестве одного из белков сперматозоидов, против которого иммунная система самки (речь шла об экспериментах на животных) вырабатывает антитела, парализующие мужские половые клетки. Зачатия не происходит. Однако мужские белки у некоторых женщин могут вызвать аллергию. Им бы приобрести иммунитет к белкам самой яйцеклетки!

Американский биохимик Пол М.Вассарман, руководитель кафедры клеточной биологии и биологии развития в Институте молекулярной биологии Роша в г. Натали (штат Нью-Джерси), и не помышлял обогащать контрацепцию новым препаратом. Его группа ученых занималась тем, что искала ответ на вопрос: «Почему сперматозоиду удается попасть в яйцеклетку?» Ведь она окружена защитной «блестящей оболочкой». Сперматозоиду не уцепиться, не пробить — прямо-таки крепостная стена. Вассарман с коллегами установил состав этой оболочки, который оказался чрезвычайно простым — всего три белка. Их обозначили как ZP1, ZP2 и ZP3. Выяснилось, что ZP3 и есть тот «часовой», пропускающий мужскую половую клетку внутрь. Он не только служит рецептором сперматозоида, но и «включает» так называемую акросомную реакцию — выделение ферментов из богатой ими части головки сперматозоида, акросомы, которые разрушают участок «блестящей оболочки». Но на этом роль ZP3 в сотворении жизни не заканчивается. Оплодотворение вызывает разрыв находящихся в цитоплазме яйцеклетки кортикальных гранул. Их содержимое, в том числе ферменты, попадает в перивителли-новое пространство клетки и воздействует на оболочку. ZP3 при

10

этом модифицируется — теряет I способность принимать сперматозоиды, и женская половая клетка становится для них непроницаемой. Возникает защита от полиспермии, то есть оплодотворения яйцеклетки сразу многими сперматозоидами, что для нее губительно.

Рассказывая о ZP3 в журнале «Сайнтифик Америкэн» (№ 12 за 1988 г.), Пол М.Вассарман предположил, что их открытие в перспективе может привести к новым методам предупреждения беременности. Перспектива оказалась очень близкой. Через год со страниц журнала «Сайенс» ему откликнулась Сара Миллар из Национального института здравоохранения в Нью-Йорке. Ученым лаборатории клинической биологии, которой она руководит, удалось получить вакцину против... ZP3. Они выделили небольшой фрагмент этого белка в 7 аминокислот (при 400 всей молекулы), антитела против которого полностью блокируют участки связывания сперматозоидов с рецепторами на «блестящей оболочке», иными словами, антитела облепляют яйцеклетку сразу после овуляции так, что сперматозоидам просто не остается места, чтобы прикрепиться к ней. В опытах Сары Миллар искусственно синтезированный биотехнологическими методами антиген вводился самкам морских свинок. У них возникал иммунитет против беременности на полгода. Затем инъекцию повторяли.

Сотрудники Миллар видят себя на пороге соломонова решения проблемы предупреждения беременности. Новый контрацептив не нарушает физиологических функций женского организма и не тревожит моральных устоев общества — насильственное прекращение жизни не происходит. Не совсем ясна, правда, социальная сторона научной разработки. Пока говорят только об очередной сексуальной революции в связи с освобождением от страха перед последствиями. Но что станет с родом человеческим, если решительные феминистки пойдут дальше — вообще откажутся от болезненной процедуры родов?

Тунгусская катастрофа до сих пор остается темой нескончаемых споров. Гипотеза о том, что в 1908 году в районе реки Подсменная Тунгуска упал метеорит — ядро залетевшей к нам из глубин Вселенной кометы,— вызывает немало возражений. Почему не найдены осколки космического посланца? Да и как вообще астрономы не заметили его приближения?

Первый факт легко объясняется, если допустить, что метеорит представлял собой сгусток пыли и льда. Судя по последствиям его столкновения с Землей, диаметр небесного тела приближался к 300 м, а плотность была примерно в 10 раз большей, чем у воздуха. В пользу такого предположения говорит и мощный пылевой след, сохранявшийся на пути движения пришельца в течение нескольких часов после падения, и удивительное по красоте свечение воздуха, наблюдавшееся в сумерках над обширной территорией Евразии. Но, на мой взгляд, ценность этой версии еще и в том, что она позволяет объяснить, откуда взялся «космический гость».

В небесной механике есть задача о движении трех тел под действием взаимного притяжения. Еще в 1772 году известный французский математик Лагранж нашел решение ее частного случая — для двух тел. Он показал, что с ними связаны пять точек, где силы притяжения к каждому телу равны. По имени ученого точки стали называть точками Лагранжа.

Есть они и в системе Земля — Луна. Наибольший интерес представляют 4-я и 5-я — точки устойчивого равновесия, в которых меньше всего сказывается влияние Солнца, планет и других небесных тел. Зоны вокруг таких точек могут стать своего рода гравитационными ловушками. Подтверждением тому служит открытие польского астронома К. Корды-левского, сделанное в 1961 году,— он обнаружил повышенное содержание пыли в окрестностях этих точек. Подобные скопления получили название — облака Корды-левского.

Если бы ничто не нарушало условия равновесия, то облака Корды-левского, все более сгущаясь, превратились бы в космические сгустки с растущей массой. Возникли бы системы-пары Земля-сгусток и Луна-сгусток со своими точками Лаг-