Техника - молодёжи 1991-05, страница 29

Техника - молодёжи 1991-05, страница 29
Судьбы изобретений

Фундатор в своей лаборатории. В его руках — кусочки стеклоткани.

за деревоотделочников отца направили на рабфак МВТУ имени Баумана. Окончив рабфак, отец поступил на строительный факультет Высшего технического училища, а потом захватила его авиация — кто из тогдашней молодежи не мечтал о крыльях?

Тогда Фундатор подал свою первую заявку на изобретение в АИЗ (ассоциацию изобретателей). Это был «Конус впереди центральной части пропеллера самолета с целью уменьшения лобового сопротивления винта». Его предложение авиаторы сразу подхватили. Далее отец перешел со строительного факультета на механический, где была кафедра авиационных инженеров. И тут начинается романтика 20-х годов — планеры, прыжки с парашютом. Во время одного из прыжков отец повредил ногу и понял, что прыгать больше не сможет. Почему-то это на него сильно повлияло, видимо, надолго оторвало от друзей-планеристов. После неудачного прыжка он на том же механическом факультете переходит на кафедру профессора Н. Н. Рубцова — знаменитого литейщика. По-видимому, отец решил, что если не сможет летать и прыгать с парашютом, то будет делать металл для аэропланов.

Здесь он занялся проблемами литья. Трудно сказать, что было причиной — скорее всего посоветовал руководитель. Но я предполагаю, что отцу, как всегда, захотелось увидеть своими глазами, «что там внутри» Ведь нет более таинственного процесса в металлургии, чем заливка формы и кристаллизация. Металл уходит по каналам литниковой системы в форму, но

снаружи же ничего не видно! Затем выбили отливку из формы — посмотрели, что получилось. А вышло совсем не то, что задумывали. И форма не соблюдена, и металл непрочен: есть газовые раковины, шлаковые включения. Да что же случилось? Что происходило там, за оболочками каналов, 'за непроницаемой стенкой формы?

Отец всегда предпочитал полную ясность. Очень любил солнце, свет. Дома даже не велел вешать шторы на окнах.

И он-таки добился ясности! Это ему удалось только потому, что путем длительных экспериментов он открыл интересную закономерность. Формулируется она так: «коэффициенты расхода воды, ртути, жидкого чугуна и других сплавов при температурах выше линии ликвидуса через геометрически одинаковые литниковые системы равны».

То есть расплавленный металл подобен обычной воде — во всяком случае на него распространяются все законы гидравлики. И потому отец стал делать прозрачные модели литниковых систем из стекла и заливать в них подкрашенную воду. Здесь-то и увидел он, что поток должен быть не завихряющимся, турбулентным, а спокойным — ламинарным, чтобы металл не захватывал по дороге пузырьки воздуха и аккуратно заполнял форму. Он придумал сложные, тормозящие расплав, лабиринты каналов, предусмотрел в них отстойники-ловушки для шлаков, спроектировал системы для различных по сложности форм. Интересно, что шлаки он имитировал с помощью кусочков обычной пробки.

В начале 30-х годов появилась первая в мире лаборатория гидромоделирования литниковых систем

в ЦНИИТмаше Работа очень заинтересовала советских металлургов и была отмечена первой премией на проводимом тогда всесоюзном конкурсе. И... и мы решили познакомить с ней мир. Статья была предложена американскому журналу «Фаундри». Но редакция вдруг возвратила работу назад как «антинаучную и не представляющую промышленной ценности». Что тут началось! Как будто ученые мужи и не восхищались только что этой работой — сразу и резко сменили свое мнение. Как часто бывает, авторитет (впрочем, вполне заслуженный) заморской науки задавил отечественное начинание. Что ж делать, видно, легче поверить, чем проверить. Дирекция ЦНИИТмаша закрыла лабораторию гидромоделирования И семнадцать лет после этого никто литниковые системы не моделировал. Лишь отец, занимаясь уже другими проблемами (в частности, разработкой электротиглей), постоянно уделял внимание своему методу.

И вот — бывает же такое и в самых «раззаграничных» странах — в 1948 году тот же журнал «Фаундри» опубликовал статью двух американских ученых, которые представили метод, подобный открытому отцом 18 лет назад, как свое открытие. За эти годы Фундатор уже создал теорию расчета и конструирования литниковых систем на основе метода гидромоделирования и опубликовал много работ. В 1950 году в «Известиях Академии наук» появилась статья под редакцией вице-президента АН СССР академика И. П. Бардина о приоритете отечественной науки в разработке научно обоснованных методов заливки металлов в литейные формы. И новая лаборатория у отца появилась, но уже в ЦНИИлитмаше.

А потом... потом были и выступления на международных конгрессах литейщиков, и довольно любопытный научно-популярный фильм «История одного спора» о том самом «научном» споре с журналом «Фаундри». Впрочем, сейчас уже этот спор забылся, и существует международная школа «литники-стов», основателем которой был и остается Владимир Фундатор.

Идея «Фирам»-процесса (фильтрационное рафинирование металлов) пришла к нему весьма своеобразным образом.

Он отправился на ВДНХ, в павильон «Космос», где впервые был

27