Техника - молодёжи 1991-05, страница 41

Техника - молодёжи 1991-05, страница 41

Морозов увидел в нем человека ростом выше среднего, с правильными чертами лица, в свободной одежде, опускавшейся ниже колен...

— Ничего не скажешь, экзотика, хотя и запоздавшая на 20 лет. Впрочем, историю, когда яркий шар летел вместе с военным самолетом, буквально касаясь выступающей за обрез носовой части трубки приемника воздушного давления, нам все же удалось обнародовать без какой-ли-бо задержки (см. рассказ лейтенанта Б.Короткова в № 4 за 1982 год). Разбором этого случая занимался член Ленинградской комиссии по изучению аномальных явлений А.Мор-двин-Щодро. Он пришел к выводу, что шар не был естественным атмосферным образованием. Но именно эту, не допускающую иных толкований формулировку пришлось «сократить»—иначе материал вообще не появился бы. А есть ли у вас свидетельства военных летчиков?

— Есть. Воздушное чудо, окрещенное в 1990 году как «бельгийский треугольник», в августе 1968 года повстречал во время ночного полета штатный экипаж Ту-16. Это двухмо

торный стратегический бомбардировщик внушительных размеров, однако летающая платформа, которую увидел командир корабля В.И.Со-пов, была еще больше. Объект шел несколько левее и выше Ту-16, находившегося на высоте 11 тыс.м. В углах треугольника светились огни, какие бывают от больших матовых фар. Через некоторое время, сделав головокружительный вираж, он круто ушел вниз. Приборы работали нормально, помех не было, но командир испытал давящее ощущение. Оно походило на то, какое испытывает человек, попавший под направленное излучение антенны радиолокационного прицела.

О другом случае рассказал подполковник в отставке Л.М.Вяткин. Находясь на высоте 10 тыс.м, он увидел левее и выше своего истребителя-перехватчика светящийся овал диаметром 80 м. Когда НЛО испустил молочно-белый луч, летчик, выполняя вираж, уже не имел возможности отвернуть в сторону и... задел луч левым крылом. Самолет сильно тряхнуло, стрелки приборов стало зашкаливать попеременно влево и вправо.

Луч, похоже, имел какую-то твердость. И, что особенно необычно, его «тело» как будто рассыпалось на мелкие блестки, напоминающие мерцающую россыпь угасающего праздничного фейерверка Происшествие точно датировано — 13 августа 1967 года.

— Благодарю вас, Марина Лаврентьевна, за интересную беседу. Но там, где столько загадок, обсуждение темы нельзя считать исчерпанным. Читательской аудитории журнала (а она в результате последней подписной кампании, представьте, не уменьшилась) предлагается оценить и другой подход к проблеме. Нам прислал свою статью член Ленинградской комиссии по изучению аномальных явлений, старший научный сотрудник Гидрометеорологического института В.Ф.Псаломщиков. Уфолог он необычный —весьма и весьма критического склада. Его излюбленный прием —вылить на разгоряченных участников дискуссии ушат холодной воды. Так поступает он и на этот раз. Передаю ему эстафету обсуждения.

униполярному заряду облака. Наземную установку для регистрации ЭМ-колебаний низкой частоты мы имели. Когда сквозь вершину облака последовательно пролетали два самолета, установка показала скачкообразное возрастание его заряда.

От военных летчиков мы знали: при групповом пролете негрозовых облаков первый самолет почти никогда не провоцирует молнию, зато вероятность поражения каждого следующего заметно возрастает. С позиций нашей теории о генерировании электростатических потенциалов самими летательными аппаратами и это загадочное обстоятельство прояснилось. В самом деле, если поляризация капельно-возду-шной массы происходит за какие-то доли минуты, то противоположный ей процесс релаксации, то есть рассасывания зарядов при отсутствии их источника гораздо более длителен и занимает 20—30 мин. Стало быть, пролет каждого следующего самолета поднимает потенциал облака на более высокую ступень.

Нашли свои объяснения и другие таинственные явле

ния. Мы установили, что в некоторых случаях ток стекающих с корпуса скоростного аппарата отрицательных зарядов (ток корониро-вания) может достигать десятков и даже сотен миллиампер. При невозможности сбросить его штатными разрядниками начинается неуправляемый коронный разряд с поверхности крыльев, фонаря кабины и радиолокационного обтекателя. Вот тогда-то и появляется вокруг самолета зловещее голубое пламя, которое выводит из строя электро- и радиооборудование.

Исследование процессов на кромках воздухозаборников двигателей показало, что при некоторых условиях возможен и срыв факела. При мощности разряда в сотни киловатт на кромках генерируется озон и окислы азота. Эти соединения тут же засасываются в двигатель, нарушая режим его работы.

Вблизи острых кромок, штырей, трубки скоростемера миллионовольтный потенциал корпуса способен породить громадные напряженности и градиенты электрических полей. Это условия, характерные для образо

вания шаровых молний, а на больших высотах —и длительного тлеющего разряда. Так возникают на концах крыльев или впереди кабины огненные шары и колонны. Кстати, сведения о прилепившихся к крыльям ярких шарах стали поступать еще в конце второй мировой войны от американских летчиков, которые окрестили их «огненными боксерами».

Наконец, объясняются и случаи внезапного исчезновения метки от самолета с экрана радиолокатора. Виной тому состояние окружающей летательный аппарат плазменной оболочки. Отразится или будет поглощена падающая на нее электромагнитная волна — все зависит от концентрации свободных электронов в плазме. А этот параметр напрямую связан с интенсивностью процесса, о котором уже говорилось — неуправляемого коронного разряда. Тип электронной «шубы» вокруг скоростного самолета сильно зависит от его общей конфигурации. Вот почему американская технология «Стеле», направленная на создание це

лой серии самолётов-невидимок, предполагает в первую очередь переход к необычным аэродинамическим формам (см. статью «Эффект бумеранга», «ТМ» № 5 за 1989 год). В некоторых газетных статьях мне, правда, попадались намеки на использование в этой технологии неких секретов, раскрытых благодаря попавшим в чьи-то руки «летающим тарелкам». Думаю, это из области фантастики.

Если уж говорить о проблеме НЛО, то я считаю ее серьезной и достойной изучения. Однако разнообразные аномальные явления в воздухе могут возникать и без вмешательства высших сил, а оттого лишь, что создаваемые человеком аппараты летают все быстрее и быстрее. Я не против, пусть и по проблеме НЛО будет научно-исследовательский институт, только с его организацией не должна вырасти еще одна «крепость за забором». Андрей Николаевич Туполев выразился хотя и грубовато, но по существу очень верно: «Пусть грызутся — обязательно толк будет».

39