Техника - молодёжи 1991-06, страница 39

Техника - молодёжи 1991-06, страница 39

Стихотворения номера

Рубрику ведет поэт Анатолий ВЕРШИНСКИЙ

В сегодняшней молодой поэзии, поделенной критиками на «традиционную» и «новаторскую», творчество Сергея Строканя стоит не то чтобы особняком, не то чтобы посредине, — оно просто с т о и т. На земле — но не в смысле заземленности. Твердо — но не в ущерб душевной мягкости Как все самобытное, эта поэзия не вписывается в узкие рамки эстетического направления, литературной группировки. Она суверенна, и судить ее нужно по ее собственным законам. Традиция же и новаторство присущи искусству, что называется, «по определению». Одно отмечу особо — явственно повлияла на Строканя современная украинская поэзия с ее раскованной строфикой и сложной ассоциативной образностью.

Сергей Владленович Строкань родился в 1959 году в городе Новомосковске Днепропетровской области. Окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ имени М.В.Ломоносова, стажировку проходил в Индии, работал в Шри-Ланке.

Специальность — востоковед-фило-лог, референт-переводчик языка тами-ли; основной род деятельности — журналист-международник. Коротка и литературная биография. Печатался в журналах, в коллективных сборниках, издал две книжки стихов: «Белый свет» и «Прощание с зимой»...

Современный человек вырастает в мире техники. Одни ею только пользуются, другие создают ее, а третьи еще и пробуют осмыслить свое место в противоречивую эпоху двуликого прогресса — в эру Кали-Юги, как именует наше время традиционная индийская философия, уроки которой усвоил поэт Сергей Строкань. Он, как и все мы, пожинает плоды так называемой технической революции— воистину переворота в делах и представлениях наших (латинское revolutio и означает «переворот»); он водит автомобиль, набирает свои статьи и репортажи на персональном компьютере... Но он же пытается противостоять рукотворной стихии, буквально перевор отившей Природу, превратившей ее в «среду выживания». Будучи в Шри-Ланке, сдружился со знаменитым английским писате-лем-фантастом Артуром Кларком и в рамках созданного им «Центра современной технологии» занимался популяризацией в странах «третьего мира» новейших технологических процессов, в том числе ресурсосберегающих, экологически чистых, пропагандировал применение космических исследований для защиты окружающей среды.

Звучит эта тема и в стихах Строканя. Но главная забота поэта — сохранить в чистоте душу человеческую. Впрочем, это тоже из области охраны среды — ноосферы, по Вернадскому, или «тонкого», астрального, мира, по восточной терминологии...

Сергей СТРОКАНЬ

ТАМИЛЬСКИЙ МОТИВ

В опустевшем селении, тысячелетнею сажей занесенном по грудь,

вертишь круг свой, усталый гончар. Дым, как черный колпак,

на гончарные печи насажен, о последнем рассвете последний петух прокричал... Над селением

дымом сомкнётся вот-вот Кали-Юга, ты глаза не сомкнешь, у тебя еще глины — курган, жизнь твоя раскрутилась,

подобно гончарному кругу, ты же вертишь свой круг, ты всегда будешь верен кругам. Круг гончарный — как нимб неразрывен, и, даже скончавшись, не сумеешь ступить

ты за круг своего

ремесла,

будешь в землю зарыт, но опять-таки кругом грнчарным с твоим прахом внутри

будет снова вращаться земля.

ИЗ ЦИКЛА «ОСЕННЕЕ ВРЕМЯ»

Так рушатся империи: во всем великолепии под собственной тяжестью с хрустом

надломленный падает август аллея гипсовых статуй иерархия цветов и звуков посмертная маска гармонии

и —холодок предчувствия: красный лист

прикипает к влажному мрамору

НЕНАВИСТЬ

Рука сжимающая штакетник в твердых мозолях в жирном мазуте в татуировке ее не разжать: на указательном пальце почернел вросший ноготь вражда

* * *

Когда поднимается стенка на стенку, как племя на племя, и почва иссохла, и треснуло зеркало веры, ни с теми, ни с теми, я верен

единственной теме ОожОя-чудотворца над самым обрывом в объятиях вербы.

Я слышу один только голос

над их голосами-то голос Пророка, то ангел стокрылой воды прикасается к ранам, то высшая правда. Касанье, и снова —

касанье,

зачем же мне радуга зрительного

обмана?

Но нет, без нее невозможно

объять перспективу— увидеть с багровым отливом

пространство сквозное, где май обезглавлен, и хаос растет

инстинктивно еще до паденья, но после потопа и Ноя.

Ты завтра окажешься в новом

смолистом ковчеге, гОе сжаты бессмертник, и лики, и лица,

и птица,

и рвотною качкою вывернешь душу в бесплодном кочевье, и все же, покуда лицу не дано

исказиться,

еще Оо паОенья, до сломленной вербы и бани кровавой на вербной неделе, еще до утраты

натуры,

ты прыгнешь с обрыва, где берег высокий пласты открывает, и Волга течет по великой долине

культуры.

А может, не Волга, а Днепр,

за собой увлекая, и вольно и плавно несет свои воды

в песчаных сединах, и нету ни стенки на стенку, ни края, ни

края,

и редкая птица твоя долетит

до его середины.

шахматы

Под редакцией мастера спорта Н.Бельчикова (г. Борисов Минской обл.).

В.Сухнев С.Демидюк

(Московская обл.) (г. Брест)

Мат в 2 хода Мат в 3 хода

Решение задач из предыдущего номе-ра.Ю. Ваганов: 1. JTg7! Д.Дзюба: 1.Ле2! Cf4,Cg2. 2.ЛЬ2+,Л:ё2. В.Квятковский: 1.ФЫ! f5,g42,Cd4,Ce3.

Продолжение на стр. 63