Техника - молодёжи 1991-09, страница 20

Техника - молодёжи 1991-09, страница 20

случай. Захожу на кухню и замираю. Все краны на газовой плите открыты! И все под углом в'135 градусов — точно помню. Но запаха газа —нет! Я быстренько завернул краны. Постоял, успокоился, потом решил проверить. Открыл один из кранов — и засвистел газ!

— И ваше объяснение — как человека, имеющего высшее образование и профессионально занимающегося запутанными делами?

— Не знаю.

Да, оно, незнание, всегда начинается с факта. С обстоятельства, которое мы не можем объяснить. Варианта, когда нашего знания не хватает. Конечно, «не все еще известно мудрецам». Но ответ-то должен быть! Ведь явление —вот оно. И есть свидетели. И есть реальные пострадавшие. И обязаны быть причины!

Помню, как взывала к безмолвному залу Валентина Ивановна, хозяйка одной из квартир в Кунцеве (1-я Всесоюзная конференция по энергоинформационному обмену в природе —Москва, МИНХ имени Плеханова, декабрь 1989 г.):

— Очень прошу, помогите нам! В 1986 году у нас на полу начала скапливаться вода, и мы собирали до 10 ведер в день — а живем-то на третьем этаже! Через два года вода стала появляться уже и на постелях —мы вставали мокрые! Входные двери запирали на два замка, а они сами собой распахивались! Часы —и электронные, и заводные будильники — то останавливались, то все в одно и то же время перескакивали на 4 часа вперед! В квартире стали кувыркаться стулья, в воздух поднимались ведра, принялись летать книги (за раз более 200 штук), щетки. Как нам жить?! Мы не знаем, что это такое. Мы боимся! Вы же ученые! Объясните. Скажите, что делать. Помогите нам!

А ученые молчали.

Название этого явления известно — полтергейст (в переводе — «шумный дух»). Термин, канонизированный сравнительно недавно. В 1911 году он впервые появился в Британской энциклопедии, а в 1965 году вошел в англонемецкий словарь Кэсселля. Разумеется, подобрать явлению имя — всего лишь первый шаг к устранению нависшего незнания, но шаг чрезвычайно ответственный, ибо установить соответствие между неизвестным и его словесным обозначением фактически означает отразить свою точку зрения на него. Которые (и соответствие, и точка зрения) впоследствии могут многократно измениться. И сие коварство первоначальной дефиниции полноправно входит в диалектику незнания. Его нельзя, невозможно отменить или обойти. С ним следует ужиться. И —работать. И быть готовым изменить его — если новое знание придет в противоречие с устоявшимся смыслом термина.

Между тем само явление полтергей

ста известно давно.

— В конце прошлого века Эндрью Лэнг, английский антрополог, этнограф и писатель, отыскал в древнеегипетском папирусе странное письмо, адресованное в Царство мертвых — умершей жене некоего еще здравствовавшего жителя страны Ра. Писец от имени вдовца осыпал усопшую упреками и обвинениями, поскольку после ее смерти дом стал весьма «беспокойным», — привел типичный пример московский биолог И.В.Мирзалис, специализирующийся на изучении полтергейстных явлений. У нас установились хорошие деловые отношения, и если теперь меня спросят, какими личными качествами должен обладать охотник за призраками, я без колебаний перечислю черты Игоря Владимировича.

Во-первых, он профессионален. Был случай (июль 1990 года) — шла беседа с людьми, испытавшими на себе жуть полтергейста. Разговор шел дружеский, заинтересованный, располагающий, но когда один из переживших страшное приключение встал, чтобы ненадолго выйти из-за стола, Мирза-лис бросил взгляд на наручные часы и автоматически отметил в своем блокноте время «20.10». Пустяк, мелочь — я, возможно, и не догадался бы до такого. А Мирзалис фиксирует не только ситуацию, но и любое изменение в ней, и, как выяснилось позже, сделал он свою пометку не зря. Тот ушел, и разговор продолжился в том же спокойном духе. Вскоре, минут примерно через 15, тот вернулся. Игорь Владимирович вновь посмотрел на циферблат и проставил в блокноте: «20. 10». Поначалу он не заметил странного совпадения; зато потом, возвращаясь домой в метро, когда сличил цифры на разных страницах блокнота, долго сверял ход своих часов с миганием огоньков электронного табло над въездом в туннель. Его часы шли нормально! Если же теперь учесть, что полтергейст иногда облюбовывает себе человека-«носителя», то этот факт наводит на необычные размышления.

Во-вторых, он обладает непоказной смелостью. В самом деле, когда в квартире на Октябрьском поле (ноябрь 1989 года) случилась «пол-тергейстная бомбежка», когда разлетались на черепки керамические чашки и кувшины, лопалась посуда, когда в ванной вырвало кронштейны у раковины, когда отвалились щиток и счетчик электроэнергии, а в довершение всего произошло самовозгорание и были вызваны пожарные — так вот, когда на этих молодцов с топорами и в касках, решивших подежурить в разгромленной комнате, прямо из воздуха вдруг брызнуло водой, после чего они поспешно ретировались, признавшись: «Мы боимся», Мирзалис пошел к насмерть перепуганным жильцам и сказал: «Не переживайте, сегодня у вас переночую я».

А безусловный его козырь — интеллигентность, почти невероятная в наши дни всеобщего остервенения. Он предупредителен, мягок и тактичен. «Я смягчаю полтергейст», — улыбаясь, говорит он. Он не обманывает, я разговаривал с пострадавшими, его присутствие как бы демпфирует, сдерживает разгул демонической энергии.

Однако вернемся к теме.

Бравурно настроенному исследователю может показаться, будто с появлением новых фактов незнание обязательно должно уменьшиться, переплавиться в знание. А это не всегда так — в иных случаях незнание может и возрастать. Путешественник, приплывший к незнакомому берегу, должен помнить, что после бурного моря, с его непонятными течениями, на суше может поджидать волна новой неизвестности—будь то непроходимые джунгли с хищными животными, безбрежные мертвые пустыни или города, заселенные людьми с совершенно чуждым образом жизни. «Чем больше я узнаю, тем лучше я понимаю, как мало мне известно», — мудрый грек удачно выразил недостижимость человеческим сознанием абсолютно полного знания. Абсолютно полного —да, но разумно-достаточного? Афоризм не отвечает на этот вопрос. Так же, как и не указывает путей преодоления незнания.

Факты и их осмысление. Факты и прошлое знание. Факты и их строгое точное описание. Это взаимодействие развеивает незнание. А что здесь — если говорить о полтергейсте?

Более 70% внешней информации поступает к людям через зрение. Но в нашем случае пострадавшие имеют дело с невидимым. И такое страшно. Невидимость — первая особенность полтергейста.

Во время полтергейстных проявлений очевидцы отделываются сравнительно легко — у них почти нет травм физического характера. И это — вторая особенность. Несильные удары, шлепки, иногда царапающие действия — тем все и ограничивается. Известны случаи, когда тяжелые предметы летели прямо в лицо и, не долетев нескольких сантиметров, резко отворачивали в сторону, бухаясь в стену или в пол. Электрические лампочки взрывались рядом с глазами, но осколки стекла огибали голову и сыпались на пол, а на коже не оставалось и царапины. Многозначительная, согласитесь, особенность. Указывающая на известную «разумность» полтергейста?

Почти все свидетели феномена утверждают, что, когда в воздухе носились предметы, они не видели их стартового момента: «Я взглянул, а миска уже мчалась в воздухе»; «Я обернулась, а солонка уже подлетала к окну». Третья черта необычного явления? Как сказать... «Так бывает не всегда, — говорит Мирзалис. — Некоторые люди видят и начало движения предме

18